Схема анализа внеучебного мероприятия

Целенаправленность

· Какое место в системе внеучебной работы занимает данное мероприятие? Входит ли оно в систему или является эпизодическим?

· На решение каких задач оно рассчитано? Соответствует ли возрастным особенностям учащихся, уровню развития классного коллектива?

Подготовленность

· Какова роль педагога при подготовке мероприятия, в чем проявилось его умение настроить учащихся на предстоящую работу, организовать их, поддерживать активность?

· В чем и как проявилась активность, самостоятельность и инициативность учащихся при подготовке внеучебного мероприятия?

· Удалось ли в подготовительный период вызвать у учащихся понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия?

Познавательная ценность

· Какие новые знания дает учащимся или какие знания расширяет, закрепляет данное мероприятие?

· Какие новые умения формирует данное мероприятие или какие стороны умений и навыков совершенствует?

Воспитательный эффект

· Какими возможностями обладает мероприятие для решения задач умственного, нравственного и трудового воспитания?

· Как сказалось мероприятие на формировании мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях?

· Какова степень организованности и дисциплинированности, сплоченности и активности учащихся в ходе подготовки и проведения мероприятия?

Эмоциональная насыщенность

· Насколько содержательно, интересно, убедительно, логически стройно, эмоционально проходит мероприятие?

· Как воздействовало на эмоциональную насыщенность мероприятия его оформление, наглядность, использование технических средств?

· Как влияют на ход мероприятия взаимоотношения между учителем и учащимися?

· Как создается постоянный эмоциональный контакт и деловое взаимодействие преподавателя и учащихся на протяжении всего мероприятия?

Результативность

· Достигнуты ли поставленные цели и задачи? Каковы причины успехов, неудач, ошибок?

· Удалось ли преподавателю скоординировать все средства воспитания в период подготовки и проведения мероприятия?

· Достаточно ли эффективной оказалась организационная структура воспитательного мероприятия?

· Какие качества личности воспитателя способствовали успешному достижению цели мероприятия? (Общая эрудиция, осведомленность в различных областях знаний, политической и культурной жизни, любовь к педагогической профессии и убежденность в силе воспитания, авторитет у учащихся, педагогическое мастерство).




[1] Что делает? Какие методы и педагогические приемы применяет, характер заданий, какие вопросы задает?

[2] Что делают? Какой характер учебно-познавательной деятельности учащихся?

[3] См. Приложение на стр. 2.

[i] Реализация дидактических принципов обучения

1. Принцип научности

а) соблюдена логика изложения учебного материала;

б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;

в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.

2. Принцип проблемности

а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;

б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;

в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.

3. Принцип наглядности

а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;

б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;

в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.

4. Принцип активности и сознательности

а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;

б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;

в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.

5. Принцип доступности

а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;

б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;

в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.

6. Принцип систематичности и последовательности

а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;

б) обеспечивается преемственность обучения;

в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.

7. Принцип завершенности обучения

а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;

б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;

в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.

8. Принцип развития учебной деятельности

а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;

б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.

9. Принцип воспитательного воздействия урока

а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;

б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;

в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.

Наши рекомендации