Тема «Методы научного творчества»
13. Метод науки – это:
– прописанный алгоритм действий научной работы;
– способ исследования, обучения, изложения;
– способ применения старого знания для получения нового;
–система действий по достижению общей цели.
14. Научный метод – это:
– система правил и теорий научной дисциплины;
– система принципов и императивов, операций и процедур, правил и норм, обеспечивающая генерацию нового знания;
– способ применения старого знания для получения нового;
– способ использования приборов и аппаратов в научном исследовании.
15. Такие методы научного творчества, как индукция, дедукция, аналогия, синтез, анализ, абстрагирование, сравнение относят к:
– теоретическим методам-операциям;
– теоретическим методам действия;
– эмпирическим методам-операциям;
– эмпирическим методам действия.
16. Такие методы научного творчества, как доказательство, постановка проблемы, построение гипотез, выявления и расширения противоречий относят к:
– теоретическим методам-операциям;
– теоретическим методам действия;
– эмпирическим методам-операциям;
– эмпирическим методам действия.
17. Такие методы научного творчества, как изучение литературы и результатов научной деятельности, наблюдение, измерение и опрос относят к:
– теоретическим методам-операциям;
– теоретическим методам действия;
– эмпирическим методам-операциям;
– эмпирическим методам действия.
18. Такие методы научного творчества, как опытная работа, эксперимент, ретроспектива и прогнозирование относят к:
– теоретическим методам-операциям;
– теоретическим методам действия;
– эмпирическим методам-операциям;
– эмпирическим методам действия.
19. Теоретический метод-операция анализ – это:
– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое;
– отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;
– разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления или отношений явлений;
– мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире.
20. Теоретический метод-операция сравнение – это:
– это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов;
– одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде;
– одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений;
– мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения объект.
21. Теоретический метод-операция абстрагирование – это:
– это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов;
– одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде;
– одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений;
– мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения объект.
22. Теоретический метод-операция обобщение – это:
– это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов;
– одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде;
– одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений;
– мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения объект.
23. Теоретический метод-операция аналогия – это:
– это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов;
– мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения объект;
– одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде;
– одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений.
24. Теоретический метод действия доказательство – это:
– теоретическое логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей;
– способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории выводятся чисто логическим путем посредством доказательства;
– сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения, которые могут выстраиваться в несколько уровней, а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией;
– реальная логика содержательного творческого мышления: восхождение от абстрактного к конкретному.
25. Теоретический метод-операция синтез – это:
– разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления или отношений явлений;
– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое;
– отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;
– мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире.
26. Теоретический метод-операция формализация – это:
– разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления или отношений явлений;
– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое;
– отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;
– мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире.
27. Теоретический метод-операция идеализация – это:
– разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления или отношений явлений;
– мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире;
– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое;
– отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.
28. Эмпирический метод-операция измерение – это:
– познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения;
– диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов;
– диагностическая процедура, заключающаяся в ответы (устные или письменные) на поставленные вопросы;
– привлечение к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют и перепроверяют друг друга.
29. Эмпирический метод-операция опрос – это:
– познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения;
– диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов;
– диагностическая процедура, заключающаяся в ответы (устные илиписьменные) на поставленные вопросы;
– привлечение к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют и перепроверяют друг друга.
30. Эмпирический метод-операция тестирование – это:
– познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения;
– диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов;
– диагностическая процедура, заключающаяся в ответы (устные или письменные) на поставленные вопросы;
– привлечение к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют и перепроверяют друг друга.
31. Эмпирический метод-операция метод экспертных оценок – это:
– познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения;
– диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов;
– диагностическая процедура, заключающаяся в ответы (устные или письменные) на поставленные вопросы;
– привлечение к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют и перепроверяют друг друга.
32. Теоретический метод действия дедуктивный метод – это:
– теоретическое логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей;
– способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории выводятся чисто логическим путем посредством доказательства;
– сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения, которые могут выстраиваться в несколько уровней, а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией;
– реальная логика содержательного творческого мышления: восхождение от абстрактного к конкретному.
33. Теоретический метод действия индуктивно-дедуктивный метод – это:
– теоретическое логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей;
– способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории выводятся чисто логическим путем посредством доказательства;
– сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения, которые могут выстраиваться в несколько уровней, а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией;
– реальная логика содержательного творческого мышления: восхождение от абстрактного к конкретному.
34. Эмпирический метод-действие мониторинг – это:
– изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач;
– постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений;
– метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект с известной степенью произвола;
– общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
35. Теоретический метод действия диалектика – это:
– теоретическое логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей;
– способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории выводятся чисто логическим путем посредством доказательства;
– сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения, которые могут выстраиваться в несколько уровней, а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией;
– реальная логика содержательного творческого мышления: восхождение от абстрактного к конкретному.
36. Эмпирический метод-действие обследование – это:
– изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач;
– постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений;
– метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект с известной степенью произвола;
– общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
37. Эмпирический метод-действие опытная работа – это:
– изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач;
– постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений;
– метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект с известной степенью произвола;
– общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
38. Эмпирический метод-действие эксперимент – это:
– изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач;
– постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений;
– метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект с известной степенью произвола;
– общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
39. Какого класса эмпирических методов-действий не существует:
– методы, связанные с активным преобразованием исследователем изучаемого объекта;
– методы изучения состояния объекта во времени;
– методы изучения состояния объекта в пространстве;
– методы изучения объекта без его преобразования, когда исследователь не вносит каких-либо изменений, преобразований в объект исследования: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта.