Размышление в состоянии поиска

Для того, кто находится в поиске, но не нашел еще учителя и не начал движение на Духовном Пути (тарикат), размышление начинается с вызванной Богом мысли о поисках духовного наставника. Благодаря такому размышлению у человека возникает состояние беспокойства. Оно не прекращается до тех пор, пока не найдено то, что было утеряно. Это происходит, однако, только в том случае, если человек наделен благодатью участия в пиршестве Любви.

Размышление должно быть таким,
чтобы оно открывало путь и рождало царя.

Считай царем того, кто свободен от своей царственности,
даже если его сияние освещает луну и солнце. Руми

Размышление для посвященного

Для начинающего на Духовном Пути, чья вялая мысль еще не разгорелась от жара поминания, размышление — открытие в сердце посредством озарения духовной красоты учителя. В силу этого некоторые учителя утверждали, что размышление представляет собой манифестацию духовного лика наставника.

Размышление для продвинутого суфия

Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление — это путешествие сердца через сферы Тайного. Согласно Зун-н-Нуну Египтянину, «когда человек размышляет сердцем, Тайное явлено его духу».

Для продвинутого суфия, таким образом, размышление является результатом поминания и становится его проводником на Пути. По словам Аттара:

Размышление — это проводник для путника,
проводник, обретенный постоянным поминанием.

Поминание, вот что порождает размышление, которое
затем открывает сто тысяч скрытых смыслов.

Рациональное размышление сойдет для разговоров,
но сердечное размышление — для человека действия.

Размышление хотя бы и в течение часа
лучше, чем семьдесят лет, проведенные в молитвах.

Или, как говорит Руми:

Мы сказали достаточно, об остальном размышляй сам;
если ж это не помогает, обратись к зэкру.

Поминание ведет сердце к размышлению,
так сделай же поминание солнцем для своего вялого размышления.

Хотя главное — Божественное притяжение,
о суфий, не рассчитывай на него и не пренебрегай своими обязанностями.

Невыполнение этих обязанностей — всего лишь
самонадеянность, не имеющая отношения к отказу от существования.

В связи с подлинным размышлением шейх Абу'л-Хасан Харакани сказал:

Бог наделил меня размышлением, позволяющим созерцать все Им сотворенное. Я полностью погружен в это размышление. Оно стало моим занятием и днем и ночью, пока, наконец, не отверзло взор моего сердца и не стало суровостью, Добротолюбием, страхом и тяжестью.

Размышление погрузило меня в Божественное Единство, и я достиг той точки, где размышление преобразилось в мудрость, направившую меня по прямому Пути, и в доброту по отношению ко всему сотворенному. Я не мог найти никого добрее себя среди всех Его созданий. Я хотел умереть вместо всех существ, чтобы смерть исчезла навеки. Я желал, чтобы Он осудил меня вместо всего творения, дабы никто не был судим в Судный День. И я хотел пожать все возмездие, назначенное человечеству, чтобы никто и никогда не страдал в аду.

О том же виде размышления Руми писал:

Твоя мысль — лишь форма,
Его мысль — дух, находящийся в ней.
Твои деньги — лишь бумага,
но Он владеет золотом, обеспечивающим ее.

И по словам Хафиза:

Помыслу и мнению нет места
в мире настоящих суфиев,
ибо эгоцентризм и своеволие —
отклонение от нашего пути.

В кругу судьбы
мы лишь точка, через которую проходит стрелка компаса.
Твое размышление — наша благодать,
И Твоя заповедь — наш ориентир.

Примечания:

[ 1 ] Имя автора, Нурбахш, означает на фарси «дарующий свет». (Примеч. переводчика.)

[ 2 ] См. прим. 1 к главе о ЗЕКРЕ.

[ 3 ] То есть использует уже имеющиеся концепции. (Примеч. переводчика.)

МОРАКЕБЕ
суфийский метод медитации

Закон Любви

Закон Любви и прост, и краток —
Она бежит тирады многосложной:
Сужденья разума поверхностны и ложны,
Не в силах он решить Любви загадок.

Любовь соединяет Бытиё,
Влечет несовершенство к совершенству,
И если ты способен на блаженство,
Воистину достоин ты Её.

Уйди в Любовь, как в Океан бездонный,
Покинув берега, сожги мосты.
Но если вдруг назад захочешь ты,
Не лги себе — ты не влюбленный.

Забудь себя, отдайся страсти трезво,
И пусть экстаз ведет тебя в Пути.
Возлюбленную жаждешь ты найти?
Смотри — уже достиг ты места!

Свет единенья ослепляет взгляд —
Не различить ни образы, ни формы,
Но для влюбленного — все норма,
Он быть с Возлюбленною рад.

Вино Любви пьянит и горячит,
Для нас, гуляк, оно — забвенье.
Жизнь без вина — бессмысленность и тленье,
Нурбахш, налей еще! Душа горит.

Перевод Б. Тираспольского

ВО ИМЯ ВЫСШЕГО ХРАНИТЕЛЯ

Меня привлекло к Возлюбленной,
как мотылька к пламени.
Когда я очнулся,
от меня остался только пепел.

Ашик-и Исфахани

Моракебе — это двое, которые заботятся друг о друге и защищают друг друга. Мудрецы Пути говорили о моракебе следующее: так же, как Бог заботится о человеке и защищает его, так и человек в своем сердце должен защищать Бога и заботиться о Нем.

Мохиаддин ибн-Араби писал:

Размышляй о Боге в любой ситуации,
ибо Бог размышляет о тебе.

Как сказано в Коране, «Поистине, Аллах — над вами надсмотрщик!» (Коран 4:1) и «Аллах надзирает над всякой вещью» (Коран 33:52).

ЗНАЧЕНИЕ МОРАКЕБЕ ДЛЯ СУФИЯ

Наши рекомендации