Различные имена бога и величайшее имя

Одни Имена Бога указывают на Божественную Сущность, тогда как другие обозначают Божественные Атрибуты. Учитель решает, какие из них передать ученику в зависимости от способностей и духовной продвинутости ученика. Необходимо понять, однако, что всякий раз, когда поминается одно из Имен, поминаются и все остальные Имена. Как сказал Шах Ни'матулла:

У всех Имен Бога сущность Одна.
Так что все Имена по сути лишь Одно (Имя).

Также следует понять, что Величайшее Имя Бога по сути подобно алхимии «Симурга» [ 3 ]. По словам Имама Джа'фара Садека, «Освободи свое сердце от всего, что не есть вспоминание Бога. И тогда зови его любым Именем, каким пожелаешь. Оно и становится Величайшим Именем».

ПОВТОРЕНИЕ ЗЭКРОВ

Некоторые шейхи Пути предписывали определенное число повторений для различных зэкров. Например, Имя «Аллах» могло повторяться шестьдесят шесть раз, поскольку в одной из нумерологических систем сумма букв этого слова составляет число шестьдесят шесть [ 4 ].

Другие шейхи, однако, не считали важным число повторений. И это по существу верный взгляд, поскольку отвлечение внимания на число повторений нарушает концентрацию и влияет на состояние суфия. Более того, как можно забыть себя, что является одним из условий зэкра, уделяя внимание процессу счета? По словам Байазида, «зэкр измеряется не числом, а интенсивностью присутствия».

СТАДИИ ЗЭКРА

Существуют различные стадии зэкра:

  1. Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь на словесном уровне.
  2. Сердце, как и язык, принимает участие в зэкре, но зэкр еще не укрепился в сердце. На этой стадии следует совершать усилие и делать вид, что зэкр укоренился в сердце, тогда он сможет пробудить сердце. Без такого продолжающегося усилия сердце пойдет своим собственным путем и откажется от поминания.
  3. Зэкр доминирует в сердце и твердо в нем укоренен. Теперь только огромное усилие может оторвать сердце от поминания и заставить его вспоминать что-либо иное.
  4. То, что поминается (Бог), а не поминание доминирует в сердце. На этом уровне не существует вопроса, должен ли зэкр произноситься по-арабски, по-персидски или по-английски. Слова зэкра являются предметом беспокойства только для нафса («я»). Здесь путник занят только Возлюбленной и забывает даже Имя Бога. Это первый шаг на пути суфизма и начало «исчезновения "Я" в Боге» (фаиа), когда забыты и суфий, и само поминание!

Суфий в таком состоянии говорит:

Я потерял себя до такой степени,
поминая Тебя на Пути,
Что спрашиваю: «Нет ли вестей обо мне?»
у всех встречных.

Сана'и в Хадикатол-хакика («Огороженный сад истины») писал:

Тот устремлен на пути, кто поминает Бога,
а не тот, кто околачивается без дела на сборищах в пути.

Хотя поминание Возлюбленной вначале — твой проводник,
ты достигнешь точки, где оно становится обузой.

Ныряльщик, ищущий пути в глубинах океана,
в конце концов гибнет в этом океане.

Голубь в отсутствие Бога воркует: «Ку, Ку» [ 5 ],
если «ты» все еще присутствуешь, как ты можешь кричать «Ху»? [ 6 ]

Находящиеся в присутствии Бога бестрепетно встречают опасность;
если ты не в присутствии Бога, отведи душу в визге.

Стадии зэкра также были описаны следующим образом:

  1. Зэкр обычных людей — польза его в том, что он отучает путника от нерадивости.
  2. Зэкр избранных — он срывает завесу разума и различения с поминающего, который всем своим сердцем предстоит перед Богом.
  3. Зэкр избранных среди избранных — это исчезновение поминающего в Том, кто поминается.

О стадиях зэкра было высказано много других утверждений. Согласно Шаху Ни'матоллаху, в начале поминающий думает, что это он поминает Бога. Но в конце он осознает, что в действительности это Бог поминает Бога и, таким образом, перестает ощущать зэкр, ибо Бог теперь стал и поминающим, и поминанием.

Байазид описал этот опыт следующим образом: «Тридцать лет я провел в поминании Бога. Когда я остановился, то осознал, что сам зэкр и был моей завесой». Джунайд утверждал: «Тасаввуф (суфизм) вначале — поминание, затем — экстаз, а потом — ни то, ни другое. Не остается ничего, как этого поистине никогда и не было».

По словам Абол-хасана Нури, «истина зэкра состоит в исчезновении поминающего (закер) в Поминаемом (Мазкур).

Аттар в Тазкератол-авлийя («Жизнеописания святых») приводит следующий эпизод из жизни Джунайда:

Рассказывают, что однажды ученик нарушил правила ордена, возглавляемого Джунайдом, и поэтому вынужден был оставить служение учителю. Он странствовал, пока не присоединился к другой группе суфиев. Однажды Джунайд проходил мимо и увидел ученика. От присутствия наставника учеником овладело такое состояние восторга, что он упал, разбил себе голову и стал истекать кровью. Кровь текла таким образом, что сложилось Имя <Аллах». Джунайд, увидев это, укорил ученика за то, что тот полагает, будто достиг состояния, к которому должно вести поминание. Джунайд сказал, что так далеко мог продвинуться любой ребенок, но лишь настоящий мужчина способен достичь Поминаемого.

Руми, рассказывая о любви Зулейхи и Иосифа, пишет:

Когда Зулейха жаждет выкрикнуть
имя Иосифа,
«благовоние», «рута» и «алоэ»
означают одно и то же.

Среди этих имен она скрыла
его подлинное имя,
Которое назовет
лишь самым близким.

Даже если бы она назвала
тысячи имен,
То имела бы в виду лишь имя «Иосиф»,
которое она хранила в своем сердце.

Когда голодна, она скажет его имя
и приободрится,
Когда жаждет, она замрет, испив нектар
из чаши его имени.

* * *

Вода, окружающая рыбу, дает рыбе
насущный хлеб.
Одна стихия — и еда, и питье,
и одежда, и постель.

Так и влюбленный, подобный ребенку,
сосущему молоко из груди,
Не знает ничего в двух мирах,
кроме излияния благодати.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зэкр является результатом Божественного Добротолюбия (мохаббат). Зерно Добротолюбия, посаженное в сердце суфия Богом, приносит плод — суфийское поминание Возлюбленной. Как сказано в Коране: «Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его» (Коран 5:54). То есть Божественное Добротолюбие всегда предшествует человеческому. Если бы не Бог, любящий и помнящий ученика, последнему было бы трудно поминать и любить Бога.

Зэкр также пробуждает интуицию сердца, давая возможность воспринимать Божественные Атрибуты, и вдохновляет суфия любить Бога. Это узнавание Бога приносит длящийся покой в сердце суфия «...ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца...» (Коран 13:28).

Истина зэкра заключена в том, что это Бог в начале поминает ученика. Таким образом, некоторые суфийские мистики интерпретировали коранический стих «ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико...» (Коран 29:45) в том смысле, что ежедневные молитвы представляют собой форму поминания, предписываемую шариатом, и предотвращают человека от дурного поведения. Но более велико поминание Богом человека. Точно так же передача зэкра наставником Пути считается большим поминанием.

По словам суфийского мистика Рузбихана:

Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной.

Примечания:

[ 1 ] В переводе Крачковского вместо «лежа»: «на своих боках». (Примеч. переводчика.)

[ 2 ] Слово «Боже» является формой когда-то существовавшего в русском языке звательного падежа. (Примеч. переводчика.)

[ 3 ] См. «Беседа птиц» Аттара. (Примеч. ред. англ. изд.)

[ 4 ] В семитических языках каждой букве соответствует числовой эквивалент. (Примеч. переводчика.)

[ 5 ] Ку — по-персидски «Где он?» (Примеч. ред. англ. изд.)

[ 6 ] Ху — одно из имен Бога в арабском языке, означающее «Он». (Примеч. ред. англ. изд.)

ФЕКР
суфийский метод размышления

Узнавший Бога

Узнавший Бога о себе не помнит,
Над ним не властны прошлого влеченья,
Он — пациент Врача, и он не дрогнет,
Приемля жизни горькое леченье.
Узнавший Бога не творит кумира
Из личных чувств и мыслей, он готов
Отдать легко богатства мира
За миг свободы, что дарует Бог.
Узнавший Бога — капля океана,
И зная, что исчезнет в должный срок,
Стремится он к тому, что постоянно,
А постоянен в мире только Бог.
Узнавший Бога пьет вино забвенья —
Ни споров, ни различий больше нет,
И в тысячах зеркальных отражений
Находит он Того, кто дарит свет [ 1 ]

Перевод Б. Тираспольского

О ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТИГНУТ
ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА

О брат, ты есть сама твоя мысль.
В остальном ты — лишь волосы да кости.
Если мысль твоя подобна розе, то ты — розовый сад.
Но если ты — шип, то пригоден лишь на растопку.

Руми

Фекр определяется в словаре как созерцание или размышление. Коран уделяет много внимания фекру:

И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают! (Коран 16:44).

... тех, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лежа [ 2 ] и размышляют о сотворении небес и земли... (Коран 3:191).

Так разъясняет Аллах вам знамения — может быть, вы обдумаете! (Коран 2:266).

Так распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют! (Коран 10:24).

Рассказывай же рассказом, — может быть, они размыслят! (Коран 7:176).

Таковы притчи, которые Мы предлагаем людям, — может быть, они одумаются! (Коран 59:21).

Скажи: «Разве сравнятся слепой и зрячий? Разве вы не одумаетесь?» (Коран 6:50).

Некоторые предания Пророка (хадисы) также упоминают практику фекра:

Час размышления дороже семидесяти лет поклонения.
Размышление ведет к просветлению сердца.
Нет поклонения, подобного размышлению.
По словам 'Али, «пробуди сердце посредством размышления».

Наши рекомендации