Образ мира» и проблема изучения познания в психологии.

Понятие «образ мира» было введено Леонтьевым. В 1978г. А.Н. Леонтьев выступил с докладом на эту тему, где впервые употребил понятие «образ мира». проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования.

Для представления познания как единого целого предложил ввести понятие «О.М.», воспринимать познание как единую систему. «О.М.» строится субъектом на основе взаимодействия с реальностью. «О.М.» воспроизводит пространственно-временные характеристики окружающего мира (благодаря процессу восприятия) – 4-х мерный образ. Однако Леонтьев обратил внимание, что О.М. не сводится к актуальной картине мира: я сижу, готовлюсь к сегодняшней лекции. Сейчас – это мой образ мира, но я помню, что сзади у меня стеклянная дверь и если я отодвину стул – то разобью ее. Т.е. я помню свой прошлый опыт. Поэтому О.М. шире, чем восприятие пространства. Кроме пространственно – временной характеристики, существует еще одна – 5-е квази-измерение, которое строится из-за культурного мира и он есть только у человека. Это – смысловое поле, система значений. ОМ отличается различными особенностями в разных возрастах; пример: детский познавательный эгоцентризм (ребёнок может видеть окружающее только со своей стороны).

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность.

Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого сознания.

значения преломляют мир в сознании человека.

Значение есть инвариантные, общепринятые, объективные. Личностный смысл – субъективное значение. Даже для сознания утопающего соломинка, за которую он хватается, все же сохраняет свое значение соломинки; другое дело, что эта соломинка - пусть только иллюзорно - приобретает в этот момент для него смысл спаса - ющей его жизнь.

В отличие от значений личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования.

Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания

Хотя Леонтьев ввел понятие О.М., он не успел его развить (умер через 2 месяца после доклада).

1. Становление образа мира у человека есть его переход за пределы "непосредственно чувственной картинки". Образ не картинка!

2. Чувственность, чувственные модальности все более "обезразличиваются". Образ мира слепоглухого не другой, чем образ мира зрячеслышащего, а создан из другого строительного материала, из материала других модальностей, соткан из другой чувственной ткани. Поэтому он сохраняет свою симультанность, и это- проблема для исследования!

3. "Обезличивание" модальности – это совсем не то же самое, что безличность знака по отношению к значению.

Сенсорные модальности ни в коем случае не кодируют реальность. Они несут ее в себе Многие его последователи пытались расширить это понятие, однако каждый рассматривал его со своей точки зрения:

Логвиненко: пытался рассматривать О.М. как систему отсчета – процесс восприятия.

Величковский рассматривал О.М. с точки зрения когнитивной психологии.

Петухов с точки зрения психологии мышления.

Т.о. не было единой системы исследования этого понятия, оно слишком абстрактно, его трудно наполнить каким- либо содержанием.

Спиридонов

Структура индивидуального сознания:

Чувственная ткань – Значение – Смысл

Смысл – отношение к мотиву.

В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности.

Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реального мира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Так как у них была произведена восстановительная хирургическая операция, связанная с массивным смещением мягких тканей предплечий, то они утрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками (явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроля эта функция у них не восстанавливалась, соответственно у них не восстанавливались и предметные ручные движения.

на уровне рефлектирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными "значимыми" образами, второе - собственно чувственной тканью.

Работа систем познания связана с внутренней репрезентацией. Существует три вида репрезентаций:

1. действенная, 2. образная, 3. знаковая.

В процессе развития представления о мире происходит поразительное смещение акцентов. Сначала ребёнок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему ещё и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно ещё один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создаёт третью систему представления. Каждый из трёх способов представления – действенный, образный и символический – отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребёнка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трёх линий сохраняется, составляя одну из главных её черт.

Из наблюдения за поведением можно узнать, какого типа презентация реальности у данного индивида.

Презентация через действие

В конце 1 года жизни ребенка узнавание объектов зависит в большей степени от того, какие действия они вызвали. Два наблюдения Пиаже: Лоран раскачивает папиросную коробку – случайно роняет ее так, что она вылетает из поля его зрения – он смотрит на свою руку выражением удивления и разочарования, вызванного исчезновением. Но, никак не считая потерю невозвратимой, он начинает снова размахивать рукой, хотя она пуста. После этого он взглядывает на нее снова. Невозможно толковать его поведение иначе, как попытку заставить объект появиться снова; Люсьен – хватает ткань, покрывающую стенки кровать – тянет на себя, но выпускает из рук. Тогда она подносит к глазам крепко сжатую руку и осторожно разжимает ее. Она внимательно глядит на свои пальцы и повторяет действие сначала. Для нее достаточно дотронуться до объекта, чтобы решить, что он у нее в руках. Вид коробки побуждает Лорана раскачивать ее, но, когда коробка исчезает, то действие используется для того, чтобы снова увидеть коробку. Люсьенн ожидает увидеть складки материи у себя в руке, сжав ее так, как если бы материя все еще была в ней. На более поздних этапах детства этот способ представления объектов не исчезает полностью (феномен Фрейда «всемогущество мысли» - смешение мысли о действии с самим действием).

В конце 1 года возникает тесная связь между действием и восприятием. Первоначально, действие принимает форму «устремления взгляда», обнаруживающегося в движении глаз или ориентировке головы. Эта форма действия является врожденной. Позднее – схватывание рукой, захватывание ртом и т.д. По Пиаже характеризует стадию сенсомоторного интеллекта, в которой предметы скорее "переживаются", чем "мыслятся", действие и внешний опыт оказываются слитыми. Уподобляет интеллект этого типа необратимой и фиксированной последовательности статистических образов, каждый из которых связан с действием. Сначала ребенок реагирует на исчезновение предмета поиском только в том случае, если его активно изъяли из его рук; на первом году достаточно удалить объект в то время, как «ребенок только начал тянуться к нему»; задолго до 2 лет – ищет уже спрятанные предметы. «Существование» или «сохранение» предмета становится все более независимым от прямого действия с ними. Этот первый период развития заканчивается возникновением для ребенка мира, в котором объекты не зависят от действий, предпринимаемых с ним.

Эксперимент Мандлера о переходе действенного предствления в образное.. В его экспериментах ис-пытуемым требовалось пройти без контроля зрения довольно сложный лабиринт с коленчатыми пере-ключателями. Для овладения навыком требовалось совершить очень много проб. К счастью, Мандлер просил своих испытуемых многократно продолжать свои "пробежки" по лабиринту и после того, как они им овладели. Спустя некоторое время отдельные испытуемые стали говорить, что теперь они решают задачу по-иному, чем раньше. По их словам, у них теперь вместо последовательного ряда развернутых движений имелся образ правильного пути. Этот образ позволил им видеть перспективу лабиринта вне связи с движениями.

Познание и действие. Действие – способ решения познавательной задачи. Действие направлено на адаптивный результат. Пример: эксперимент Вагнера и Запорожца. Испытуемым предъявляют скульптурный портрет Нефертити. Глаз взрослого фиксирует несколько точек (реберных); установочные и гностические действия совпадают. Перцептивные действия развиваются за счёт упорядочения действий схемой лица (или тела).

Моторная сфера хуже всего осознаётся. Благодаря наличию схемы тела ребёнку нужно научиться вписывать своё физическое тело в окружающую среду. Схема тела изменяется при профессиональной деятельности (пр-р: хирург), при общении с людьми. Конструктивное запоминание (механическое запоминание очень редко)- запоминание посредством когнитивных схем. Запоминается смысл; происходит переработка информации для лучшего запоминания (лучшего относительно цели).

Действенное познание можно встретить везде. Действия в мышлении чаще называют интеллектуальными операциями (это сравнения, обобщения и т.п.). Акт (действие) внимания – это контроль, который обеспечивает достижение качественного результата.

Презентация в образах

Вторая стадия в развитии презентации индивидуального мира, когда ребенок может представить себе мир в образах или в пространственной схеме, относительно независимой от действия. Но вначале действия с предметами являются необходимыми для поддержания образа. Сложность организации перцептивного поля у маленького ребенка гораздо меньше, чем у взрослых. Хеммендингер (1953) установил, что 3-х летки реагируют на чернильные пятна (методика Роршаха) в целом, не давая никаких деталей; около 7 лет увеличение указываемых детьми деталей; в 9 – отдельные детали объединяются в целостную картину. Вывод: отмечается диффузость и глобальность в качестве основной черты восприятия в детском возрасте. Многие авторы предполагают эгоцентричность перцептивного мира маленького ребенка, для детей характерно неумение видеть мир с т.зр., отличной от его собственной. Ребенок является исходной точкой всех систем координат, которые упорядочивают его мир и не оценивает эту точку.

Маленькие дети находятся целиком во власти яркости сенсорных впечатлений и новизны окружающей среды. По- видимому, маленький ребенок, создавший перцептивный мир, уже не связанный прямо с действием, фиксирует внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза. В качестве своей следующей задачи ребенок выдвигает отыскание верного пути к глубинному строению видимого мира.

Познание и образ. По Локку образ – это промежуточный этап между ощущением и понятием.

Понятие – класс объектов

Образ – объект в целом

Ощущение – свойство объекта

Образы отличаются предметностью, константностью, целостностью, овнешнённостью, полимодальностью. Выделяют образы: абстрактные и конкретные, образы восприятия и образы прошлого, образы воображения и реальные образы, послеобразы, образ тела, эйдетические образы, образ мира и другие. Образы могут видоизменяться посредством операциональных (знаковых) структур. Образы взаимодействуют с языком, легко могут быть означены.

Познание и знак

Знак: означаемое и означающее. Первая знаковая система – это родной язык. Язык – это система знаков, которая носит коллективный характер. Речь же – индивидуальное порождение на основе языка. Речь является как средством общения, так и средством мышления. Речь – это мощнейшее средство в организации мыслительного процесса, мощное средство управления психикой, форма выражения результатов мышления.

59. Общее представление об ощущении,функции рецепции, виды ощущений и возможности их классификации.

В классической психологии сознания понятие "ощущения" рассматривалось в качестве базового. Оно считалось тем элементом сознания, из которых строится весь наш психический опыт. Ощущение определялись как объективные элементы сознания, так как выделяют ещё и субъективные элементы сознания – чувства. В объективных элементах сознания отражаются отдельные свойства предметов: цвет, запах, вкус и т.д. Считалось, что такие свойства могут быть первичными, то есть характеризовать сам предмет, или вторичными, рождающимися в ходе самого процесса познания предмета. Поэтому они наделены лишь ограниченным набором свойств: качеством и протяженности, понимающимися довольно широко. Из отдельных ощущений складывается образ восприятия.

Такое разграничение существовало плоть до начало 20-го века. Гештальт-психология опрокинула классический тезис о соотношении ощущений и восприятия. Ощущения стали рассматривать как результат рефлексии чувственного опыта. Первично целое, образ восприятия, перцепт. Ощущение вторично. Именно такое понимание ощущения и восприятия в целом было характерно для психологии 20-го века, хотя последние десятилетия наметилась тенденция к возвращению к более традиионным взглядом на соотношение процессов ощущения и восприятия.

Под ощущениями в современной психологии имеют в виду скорее результат научной абстракции, когда необходимо описать познание лишь отдельных свойств предмета. Например, исследователя могут интересовать яркость света и громкость звука сами по себе. Вот в этих случаях принято говорить об ощущении.

Необходимо определить термины. Процесс ощущения можно определить как процесс рецепции, если говорить о рецепторе как об органе ощущения. Таким образом, классифицируя рецепторы, мы строим классификацию ощущений. В настоящее время таких классификаций достаточно много. Наиболее известной является классификация философа Аристотеля. В трактате "о душе" он выделил пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Наиболее важными, по мнению Аристотеля, являются последние три, так как в них органом ощущения является сама душа. Кроме того, Аристотель выделял шестое чувство, благодаря которому возможны общие ощущения, такие как ощущения формы, удаленности и тд. В современной психологии эта классификация не учитывается из-за того, что она не учитывает множество других модальностей ощущений, например температурных, болевых или ощущений от внутренних органов.

Значительно более распространённая классификация ощущений по виду воспринимаемой энергии. Так, разделяют ощущения света, которые возможны благодаря фоторецепторам, температуры, связанные с работой терморецепторов, прикосновения, возникающие вследствие возбуждения тангорецепторов. Кроме того, выделяют механорецепторы, реагирующие на механические воздействия, хеморецепторы, реагирующие на химические процессы, виброрецепторы и тд. Такого рода классификации, как правило, строчтся на сопоставлении фактов субъективных переживаний и фактов, полученных при анатомо – физиологических исследованиях, поэтому наибольшее распостранение эти классификации получили в психофизиологии органов чувств.

Интересным оказывается функциональный подход. В этом случае критерием классификации является не модальность ощущений, а те отличительные функции, которые реализует данный вид ощущений. Так, известно английский физиолог Шеррингтон выдвинул предположение о том, что организм развивается из трёх зародышевых тканей, которые он обозначил как эктодерма, мезодерма и эндодерма. По его мнению, из эктодермы развиваются покровы и нервная система, из мезодермы – опорно – двигательный аппарат, а из эндодермы – внутренние органы. В зависимости от того, где в организме локализованны рецепторы, их можно разделить на экстрацепторы, проприоцепторы и интерацепторы.

Экстрацепторы локализованы на поверхности тела или в самой нервной системе. Они обеспечивают зрение, слух, обоняние, осязание, ощущение температуры и т.п. Характерной особенностью таких ощущений является то, что в них в значительной степени представлена рациональная составляющая, тогда как аффективная составляющая таких ощущений невелика.

Проприоцепторы обеспечивают двигательную координацию. Ощущения, имеющие отношение к проприочувствительности, интересны тем, что они вообще слабо представлены в сознании. Эти ощущения принято именовать мышечными или кинестетическими.

Интерацепторы формируют ощущения от внутренних органов. Для этого вида ощущений характерно значительно аффективное составляющее, так что бывает трудно разделить ощущение и эмоциональные процессы.

Ещё одна интересная классификация – генетическая. Автором является Генри Хед. Он определил основные проблемы психологии ощущений, и обратился к характеристикам образа восприятия. Выделяют следующие его свойства: объективированность, полимодальный, структурность, константность и осмысленность.

Объективированность образа восприятия означает то, что он принадлежит не только субъекту, сколько объекту. Скажем, зрительные образы в значительной степени слиты с объектом. Звук мы способны соотнести с его источником в пространстве. В то же время не объективированные образы не связаны с каким-либо предметом, но возникают в самом органе чувств ("в ухе звенит").

Полтмодальность образа восприятия означает его независимость от того, в какой модальности он нам представлен в данную минуту. Как правило, в образе восприятия присутствует множество модальностей. Предмет может быть нам представлен зрительно, тактильно, во вкусовых ощущениях. Не обязательно, чтобы все эти модальности присутствовали одновременно, мы можем спокойно переходить от одной модальности в другую.

Структурность означает организованность перцептивного опыта. Факт структурности восприятия детально описан в работах гештальтпсихологов. Они сформулировали многочисленные законы перцептивный организации. Структурность проявляет себя прежде всего в том, что в области восприятия всегда присутствует более заметная фигура и размытый фон, которые могут меняться местами. Наиболе характерной иллюстраций здесь может служить некого рода двойственный фигуры, например крест Рубина.

Константность образа восприятия выражается в том факте, что сам образ восприятия является до определённых пределов независимым от непосредственного чувственного опыта, его сформировавшего. Иными словами, константность обозначает несоответствие между тем, что мы должны были бы воспринять, и тем, что мы реально воспринимаем при изменении условий восприятия. Например, константность может проявиться в несоответствии того, что мы увидели, тому, что удалось запечатлеть на фотоснимке. В широком смысле слово константность означает стабильность, неизменность воспринимаемого мира. Например, наше собственное движение не мешает восприятию статичности мира, тогда как при видеосъёмке такая стабильность нарушается. В русском смысле слово принято выделять три вида константности: константность воспринимаемого размера, константность воспринимаемой формы и константность воспринимаемого цвета. Эффект константности воспринимаемого размеры состоит в том, что величина предмета, который мы воспринимаем, не зависит от удаленности этого предмета от нас. Так, рост человека в нашем восприятии остаётся неизменным независимо от того, на каком расстоянии от нас находится объект. Аналогичным образом можно отметить, что и восприятие формы предмета не зависит от того, под каким углом мы рассмотрим этот предмет. Так, тарелка всегда воспринимается круглой, независимо того, смотрим ли мы на неё сверху и сбоку. В этом и заключается константность восприятия формы. Константность воспринимаемого цвета состоит в том, что цвет предмета оказывается неизменным независимо от условий восприятия. Так, чёрный бархат всегда воспринимается чёрным, а белый мел – белым, несмотря на то что в ясный солнечный день от поверхности чёрного бархата отражается значительно больше света, чем от поверхности белого мела в темноте.

Осмысленность восприятия означает тот факт, что восприятие не ограничивается описанием наблюдаемых свойств предметов и событий. Оно непременно предполагает также понимание того, что мы воспринимаем. Отсутствие такой возможности порождает, в частности, серьезную патологию, известную как зрительная агнозия. В этом случае человек внешне сохраняет способность чувственной переработки информации, но утрачивает способность понимать мир предмта.

В связи с этим многие авторы, и среди них известный советский психолог Леонтьев, предлагали говорить о двойственности образа восприятия, выделяя в нём чувственную ткань, с одной стороны, и предметная содержание – с другой.

Функции рецепции.

1. Сигнально-пусковая.

Для сигнально-пусковой функции рецептору существенно иметь высокую чувствительность, т.е. максимально низкие пороги как по абсолютной силе сигнала, так и по различению между сигналами. На первый план по биологической значимости здесь выступают телерецепторы обоняния, слуха (также ультраслуха) и зрения в различных ранговых порядках у разных видов животных. Для вычленения далее значимых сигналов из хаотического фона «помех» нужна и необходимо вырабатывается совершенно аналитическая или анализаторная способность реципирующих аппаратов центральной нервной системы

Для сигнально-пусковой роли важнейшим механизмом является совокупность процессов активного систематизированного поиска (scanning), или «просматривания», своего диапазона каждым из телерецепторов.

Полнота или синтетичность рецепторики обеспечивается сенсорными синтезами (или сенсорными полями). К их числу относятся, например, схема своего тела, пространственно-двигательное поле, синтезы предметного или «качественного» (топологического) пространства и др. Роль этих «полей» в управлении двигательными актами

Рефлекторная система будет работать правильно, если за каждым эффекторным ответом будет закреплен свой неизменный и безошибочно распознаваемый пусковой сигнал — код.

2.Контрольно-координационная.

Cовершенно иными чертами характеризуется работа рецепторной системы при несении ею контрольно-координационных функций по ходу решаемой двигательной задачи. Здесь степень объективной верности информации является решающей предпосылкой для успеха или неуспеха совершаемого действия. Каждое смысловое двигательное отправление, с одной стороны, необходимо требует не условного, кодового, а объективного, количественно и качественно верного отображения окружающего мира в мозгу. С другой стороны, оно само является активным орудием правильного познания этого окружающего мира. Успех или неуспех решения каждой активно пережитой двигательной задачи ведет к прогрессирующей шлифовке и перекрестной выверке показаний упоминавшихся выше сенсорных синтезов и их составляющих, а также к познанию через действие, проверке через практику.

Наши рекомендации