Разработка введения курсовой работы

Введение

Введение курсовой работы является обязательным элементом. Оно должно содержать в себе указание на следующие характеристики работы:

- актуальность темы работы;

- предмет и объект исследования;

- цели и задачи написания работы;

- методологию исследования;

- теоретическую, нормативную и практическую (эмпирическую) основу работы;

- указание на структуру работы.

Под актуальностью исследования понимается степень ее важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса . Об актуальности темы исследования, как правило, свидетельствует недостаточная теоретическая разработанность проблемы в юридической литературе, дискуссионность основных положений темы контрольной или курсовой работы, трудности реализации норм законодательства и т.п.

Вслед за обоснованием актуальности темы курсовой работы определяются ее объект и предмет. Объект исследования— это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой студент имеет дело при написании контрольной или курсовой работы. Например, если тема курсовой работы звучит «Функции государства: понятие, классификация», то объектом исследования будут выступать общественные отношения, складывающиеся в области осуществления задач и функций государства.

Формулирование объекта исследования — важный этап исследования, которому не всегда придается должное значение при написании курсовой работы. Между тем, неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки при анализе темы. Если четко не установить объект контрольной или курсовой работы, то очень легко смешать его с объектом какой-либо другой науки. Поэтому, определяя объект исследования, необходимо обращать внимание на то, чтобы он находился в области теории государства и права и не выходил за ее пределы.

От объекта необходимо отличать предмет работы, под которым понимается то, что находится в границах объекта. Как правило, это та сторона, тот аспект или точка зрения, с которой студент познает объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные признаки объекта. В нашем примере, предметом изучения будут выступать собственно функции государства как основные направления его деятельности и их различные виды.

Важно заметить, что один и тот же объект может служить предметом разных исследований. Предмет же курсовой работы должен совпадать с темойисследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Предмет и объект исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное, то есть в объекте можно выделить ту ее часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и должно быть направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет его тему, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Не менее важным элементом введения курсовой работы является цель исследования, а именно, то, что должно быть достигнуто в итоге работы над курсовым проектом, то есть тот результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. В нашем примере целью курсовой работы будет являться исследование понятия функций государства, анализ его видов.

Целькурсовой работы всегда формулируется после определения ее объекта и предмета, поскольку она вытекает из последних. Для формулировки цели помогают следующие речевые обороты: «разработать, выявить, охарактеризовать что-либо, раскрыть особенности» т.п. Важно заметить, что в формулировании цели нецелесообразно употреблять расплывчатые и неопределенные фразы.

Задачикурсовой работы логически вытекают из ее цели и представляют собой самостоятельные направления исследования. Они являются основными этапами работы студента над работой. Задачи исследования могут перечисляться как во временной последовательности их решения, так и в логическом порядке, обусловленном логикой исследовательского процесса в целом. Формулировка задач контрольной и курсовой работы должна быть как можно точная и тщательная, поскольку описание их решения и составляет содержание глав работы. Более того, из формулировок задач работы обычно и формулируются названия ее параграфов. Соответственно, из формулировок целей контрольной или курсовой работы формулируются названия их глав. При определении задач исследования, как правило, используются следующие обороты: «Исходя из указанной цели исследования курсовой работы, его основными задачами являются: 1) изучить (исследовать, проанализировать и т.п.) …, 2) выявить (обозначить, разграничить и т.п.) …, 3) обосновать (доказать и т.п.) …, 4) разработать …, 5) сравнить (провести сравнительную характеристику) … и т.д.

Следующим этапом написания введения курсовой работы является определение теоретической, нормативной и практической (эмпирической) основы.

Теоретическую основу курсовой работы составляют использованные в процессе написания их основной части монографии, учебники и учебные пособия, статьи в различного рода сборниках, журналах, газетах, а также диссертации и авторефераты диссертаций. От библиографического списка контрольной или курсовой работы ее теоретическая основа отличается тем, что здесь указываются фамилии тех авторов, труды которых легли в основу работы, стали главной отправной точкой при ее написании, составили всю методологию исследования.

Нормативная основа курсовой работы включает в себя указание на основные нормативные правовые акты, которые были использованы при написании работы. Желательно, чтобы это были не только акты, принятые и действующие на федеральном уровне, но и акты регионального и местного значения.

Практическую (эмпирическую) основу курсовой работы составляют материалы судебной и иной правоприменительной практики, которые были использованы в работе.

Заключительным этапом работы над введением является указание на структуру курсовой работы. Здесь указывается, из каких структурных элементов она состоит, сколько в ней глав, сколько параграфов.

Правильный выбор первого шага работы имеет важное методологическое значение. Чаще всего, четко следуя утвержденному плану курсовой работы, студент в первую очередь пытается написать введение. Однако это является сложным этапом, поскольку написать введение к еще не написанной работе весьма затруднительно. Поэтому целесообразно корректировать введение к уже готовой контрольной или курсовой работе. В этом случае гораздо проще будет определить ее объект и предмет, цели и задачи, выделить использованные в ней методы, ее теоретическую, нормативную и эмпирическую основы.

Введение не должно быть слишком большим. Как правило, оно составляет около 5 % от основной части работы, то есть примерно 2-3 страницы.

Приложение 4

Требования по оформлению списка источников и литературы

Библиография состоит из трех частей: списка нормативно – правовых актов, списка использованной литературы и списка сайтов в Интернете.

1. Нормативно – правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

• Конституция Российской Федерации;

• кодексы по алфавиту;

• Законы Российской Федерации - по хронологии;

• Указы Президента Российской Федерации – по хронологии;

• акты Правительства Российской Федерации – по хронологии вне зависимости от вида нормативного акта;

• акты министерств и ведомств – по хронологии вне зависимости от ведомственной принадлежности и видов актов;

• решения иных государственных органов и органов местного самоуправления – по алфавиту, а затем – по хронологии;

• нормативные акты иностранных государств, не действующих на территории Российской Федерации.

В списке должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник публикации (отделяется от названия двумя косыми чертами - //),

Например:

Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 февраля 1995 г. №208 – ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст.1 или Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред. от 3 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст.492.

Материалы юридической практики располагаются после вышеперечисленных актов в хронологической последовательности (т. е. по годам) в следующем порядке:

• постановления Конституционного суда РФ;

• постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

2. Использованная литература: Научная литература – монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи и пр. располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов (если автор на титульном листе не указан, то по названию книги). Библиографическое описание составляют: фамилия и инициалы автора, полное название источника (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты (/) – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если источник написан группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются). Названные части описания разделяются точкой; после тире – название города, в котором издан источник (для Москвы и Санкт – Петербурга установлены сокращения – М., СПб. Остальные города записываются полностью, например, - Ростов – на - Дону); после двоеточия – название издательства, которое его выпустило (обязательна запись издательства в сносках, если указываются страницы приведенных цитат); и, наконец, после запятой – год издания.

Например:

1. . Гомола А. И. Гражданское право: Учебник для СПО / А.И.Гомола. – 10-е изд., стер. –М.: Академия, 2012. – 416 с.

2. Российская юридическая энциклопедия/гл.ред. А.Я.Сухарев. – М.:Изд.дом «Инфра М», 1999. – С.1024.

Если при написании курсовой работы использовались материалы периодической печати, то указываются автор, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала.

Например:

Демидова Г.С. Ограничения права собственности граждан на жилые помещения / Г.С. Демидова // Правоведение. — 2001. — № 5. — С. 64-71.

3. Сайты в Интернете: При использовании материалов из Интернета указывается автор материала, название материала. В списке сайтов источники должны иметь полный адрес по образцу:

Дамдинов Б.Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации[Электронный ресурс] / Б.Д. Дамдинов // Режим доступа: http://www.lawinstitut.ru/ru/science/vestnik/20023/damdinov.html (дата обращение: 22.06.2006).

Приложение 5

Примерный список источников и литературы

Основная литература:

1. Галаганов В. П. Право социального обеспечения : учебник для СПО / В. П. Галаганов. – 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2014. – 443 с.

Дополнительная литература:

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учебник для вузов / М. И. Еникеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 640 с.

2. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. Практикум : учеб. пособие для СПО / В. П. Галаганов. – М. : Академия, 2012. – 160 с.

3. Право социального обеспечения : учебник для СПО / В. П. Галаганов. – М. :Кнорус, 2010. – 512 с.

4. Право социального обеспечения : учебник для студ. вузов / Г. В. Сулейманова. – М. :Юрайт, 2011. – 559 с.

Нормативная литература:

1. Конституция РФ

2. Федеральный закон от 01.04.96г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»;

3. Федеральный закон от 25.10.2001г. № 138-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»

4. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»

8. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

9. Федеральный закон от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

10. Федеральный закон от 12.03.2002г. № 25-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

11. Федеральный закон от 11.12.2002г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 20 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Электронные ресурсы:

1. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина, А. М. Лафуткин, А. В. Чечкова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 616 с. - 978-5-238-02192-8. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148 (дата обращения 15.01.2014).

2. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. - 511 с. - 978-5-238-01480-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118146 (дата обращения 15.01.2014).

Интернет – источники

1. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»: www.law.edu.ru

2. Официальный интернет- портал правовой информации: www.pravo.gov.ru

3. Официальный сайт Президента РФ: www.kremlin.ru

4. Официальный сайт Пенсионного Фонда России: www.pfrf.ru

5. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ: www.fss.ru

6. Официальный сайт Государственной Думы РФ: www.duma.gov.ru

7. Официальный сайт Правительства РФ: http://government.ru

8. Официальный сайт министерства труда и социальной защиты: www.rosmintrud.ru

Периодические издания:

1. Государственная служба (ежемесячно)

2. Государство и право (ежемесячно)

3. Гражданское право (ежемесячно)

4. Журнал российского права (3 в полугодие)

5. Пенсия (ежемесячно)

6. Российская газета (ежедневно)

7. Трудовое право (ежемесячно)

Наши рекомендации