Социальное проектирование и прогнозирование.

Социальное проектирование и прогнозирование.

Социальное проектирование - это научно обосн-ное определение вариантов планового разв-ия соц. об-тов, соц. пр-ссов и явл-ий, напр-ного на изменение конкр. соц. институтов.

Объекты СП: 1) простое соц. образование, рассм-мое со стор. своих св-в, кач-в, ф-ий;

2) сложное соц. образование (система относит-но про­стых соц. об-тов);

3) система сложных соц. образований.

Идеальный объект-логическая, структурная или статистическая модель, которая формируется как результат обобщения, отвлечения от случайных признаков реального объекта.

Реальный объектэто объект социально-преобразовательного действия и познания. Социальное прогнозирование –предвидение и иссл-ие тен­денций и перспектив возм-го развития соц. процессов и явлений, с целью повышения научной обосн-ти и эфф-ти соц. проектирования, планирования, управления. Прогноз – научно обоснованное суждение о возм-х состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях сроках их осуществления. План – директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного.

Поисковый(исследовательский) прогноз-опр-е возможных состояний, явлений в будущем; отвечает на ? что вероятнеее произойдет при условии сохранения существующих тенденций, что мы хотим получить, чего достичь.

Нормативный прогноз-определение путей и сроков достижения возможных состояний, явлений, принимаемых в качестве цели. Отвечает на ?: какими путями достичь желаемого, что для этого необходимо сделать, какие решения принять

Прогнозный фон–совок-ть внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования.

Виды Соц пр: На осн оценки тек. сост-ия об-та: 1.Оптимист. прогноз (предпол-ие, что в прогн-мый период произойдут положит.изм-ия), 2. Реалист.прогноз (наиб.вероятный сценарий)

На осн объекта прогноза: 1. Естествоведческие (метеоролог-кие, гидролог-кие, геолог-кие, биолокие, медико-биолог-кие, космолог-кие, физико-химич.); 2. Научно-технические (перспективы сост-ия мат-лов и режима работы всех явл-ий техносферы, перспект проблемы разв-ия науки и ее стр-ры, перспект.проблемы техники); 3. обществоведческие(соц-мед, соц-геогр, соц-экол, соц-космич, эконом, соц-кие, психол, демогр, юрид, внешнеполит, внутриполит, военные, культ-эстет, образов-педагог-кие…)

По периоду упреждения: 1. Оперативный (рассчитан на персп-ву, в теч.кот.не ожид-ся существ.изм-ий об-та иссл-ия), 2. Краткоср. (на персп-ву т/ко колич.изм-ий), 3. Долгоср. (колич.+кач.изменения), 4. Среднеср. (перспектива м/у SR и LR, преобл колич.изм-ия над кач.), 5. Дальнесрочный (дает общ.качеств.хар-ку об-та)

Принципы социального прогнозирования:

согласованности -согласование прогнозов возможного развития раз­личных сфер (эк-кой, культурной, эколог-й, пол-кой, де­мограф-й и т.д.).вариативностиориентирует исследователей на варианты прогнозов при заданных условиях развития объекта прогноза. верифицируемости- проверка разработанных прогнозов на точность, надеж­ность, достоверность, обоснованность.рентабельности.Затраты на разработку прогноза должны окупиться и принести прибыль при его использовании, или «+» эффект в любом другом случае.непрерывности- корректировка прогнозов при поступления новых данных.

Социометрический подход к исследованию процессов.

Социометрия – вид социологического исследования, цель-кол-венное измерение и анализ структуры межличн-х отношений в малых группах путём фиксации связей, выявленных среди членов группы в ситуации выбора. Малая группа – социальное образование, объединяющее ограниченное число членов (от 2 до 40), осознающих свою принадлежность к этому образованию на основе общего признака, совместной деятельности или помещения в особые условия.

Уровни межличностных связей:

1) Реальный, т.е. действительный эмоциональный партнёр в текущих отношениях

2) Спонтанный, т.е. желаемый эмоциональный партнёр в текущих отношениях

Групповые индексы

–индекс объёма взаимодействия (интенсивность взаимосвязи индивида с другими членами группы; макс. значение 2)

Анкетирование

Принципы составления анкеты:программная логика не должна смешиваться с логикой построения анкеты; анкета строится с учетом психологического восприятия респондента; необходимость учета специфики респондента; расположение вопросов дает разную информацию; смысловые блоки должны быть одного объема; вопросы распределяются от простых к сложным.

5.Интервьюирование. Виды интервью

Интервью–вид опроса, взаимодействия интервьюера и респондента. три типа интервью: выборочное (формализованное), респонденты как представители какой-то ген совокупности; направленное (свободное) и специализированное интервью респонденты отбираются по какому-то определенному признаку. Направленноеэто интервьюирование элитных групп, т.е. людей, которые располагают сведениями, важными для целей данного исследовательского проекта. Выборочноедетальная разработку всей процедуры, и более одинаковый подход ко всем респондентам. Выборочное-определенный план опроса, а направленное интервью плана чаще всего не имеет. Специализированноеинтервью это опрос типичных представителей какой-то достаточно узкой группы населения.. Например. Опрос детей, неграмотных взрослых, заключенных, лиц без определенного места жительства

Фокусированное сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных процессов и явлений. перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. виды интервью, как групповое и индивидуальное, дифференцируемые в зависимости от того, кто выступает респондентом.

6. Социологическое наблюдение – непосредственного восприятия и прямой регистрации cy6ъектом всех фактов об изучаемом событии, процессе.

Программа наблюдения включает:объект наблюдения, предмет наблюдения, категории наблюдения, единицы наблюдения, наблюдаемая ситуация, условия наблюдения.

Основной инструментарий: дневник наблюдения – запись результатов; карточка для регистрации единиц наблюдения; протокол наблюдения.

Оценочные показатели:

1. Коэффициент устойчивости наблюдения – совпадение результатов, полученных в разное время;

2. Коэффициент согласованности наблюдателей – совпадение результатов различных наблюдений;

3. Коэффициент надежности наблюдения – совпадение результатов полученных разными наблюдателями.

7. Контент-анализ -это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. КА может быть использован тогда, когда имеется какой-то материальный носитель информации. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Подсчитывается кол-во слов, или тем. Для проведения исследования выделяют два направления: Содержательный КА основан на исследовании слов, тем и сообщений.Трудной задачей – необходимость приписывания конкретных оценок ключевым упоминаниям. Следует решить, в каком смысле приводится данное упоминание: в позитивном или негативном, "за" или "против" объекта исследования.

Сущность структурного КАзаключается не в содержании изучаемого сообщения, а в способе презентации данного сообщения. Например: форма сообщения, сколько времени или печатного пространства уделено исследуемому предмету в том или ином источнике, наличие фотографии или иллюстрации, размеры заголовка сообщения и т.д.

В результате применения структурного КА получают данные с куда более надежными измерениями, чем в случае содержательного исследования, поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность. Структурный КА обычно более прост в разработке и проведении, и более дешев и надежен, чем содержательный КА.

Результирующий блок.

5.Анализ данных. Элементы информации о каждом об-те - данные.

6. Интерпретация данных. Опровергается, либо подтверждаются теорет-кие предположения и гипотезы, дается оценка полученных результатов, выявляются ошибки

Операционализация теории (ОТ)- процесс установления связи концептуального аппарата исслед с его методическим инструментарием. ОТ зависит от целей исслед, особенностей проблем, гипотез.

Виды: 1. структурная (разделение осн.понятия на структ.эл-ты, глав.хар-ки предмета иссл-ия) (пр. доход – виды дохода), 2. факторная (процедура выявл-я ф-ров, оказывающих прямое или косв.возд-вие на состояние изуч.явления) (пр. доход – способы роста дохода).

Процесс ОТ: теория устанавливает отношение м/у 2 абстрактными понятиями, гипотеза предстказ наличие отношения м/у 2 эмпирич наблюдаемыми переменными, к-рые сводятся к измеряемым показателям, а наблюдения выявляют отношение (или их отсутствие) м/у 2 множествами значений этих показателей.

Принципы исследования с-э и полит процессов:

Ошибки измерения- различия, зарегистрированные разными людьми. Систематические ошибки - возникают из-за особенностей самого инструмента (появляются каждый раз, когда используется данный инструмент). Случайные ошибки - обусловлены ситуационными различиями в применении инструмента, ошибками в проведении измерения и обработке данных и другими факторами.

Чтобы избежать ошибок измерения необх-мо учитывать 2 принципа:

1. Валидность- принцип соотв-вия кач-ва изучаемого об-та целям иссл-ия, точность при измерении именно того, что предназначено быть измеренным. Процесс оценки валидности измерений называется валидизацией.На вал-ть влияют сис и случ ошибки.

2. Надежность - принцип устойчивости по отношению к изменениям характеристик объекта во времени, т.е. постоянство при измерении. На н-ть вляют случ ошибки

Измерение м.б. надежным, не будучи валидным, но не м.б. валид, не будучи надеж. Надеж-ть яв-ся необх.условием валид-ти.

Виды надежности: повторяемость результатов (респ-ты, вход в одну и ту же выборку, отвечают одинаково в 1 и 2 раз); согласованность р-тов (для измер одной переменной используется несколько в/связ показателей).

Генеральная совокупность (ГС)- общее кол-во соц. об-тов (группа людей, организаций, событий), отн-но кот. необходимо сделать выводы в пределах, очерченных программой соц. иссл-ия.

Выборочная совокупность (выборка)— любая подгруппа ГС, выделенная в кач-ве непоср-го об-та изучения по разраб. методике. Назначение выборки - на ограниченном множестве признаков отобразить св-ва всего исследуемого мн-ва. Главная функция выборки – обесп-е репрезентативности иссл-ия. Репрезентативная выборка- выборка, в кот. все осн. признаки ГС, из кот. извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с кот дан. признак выступает в этой ГС. Репрезент-ть – св-во ВС воспр-ть харак-ки ГС. Ошибка репрезентативности – отклонение выборочного среднего значения от генерального.

Виды выборки:

1) Случайная(из ГС ед-цы обслед-ия выбир-ся случайно, но по к-либо пр-пу)

2) Неслучайная (единицы обследования выбираются направленно).

Формирование выборки.

Метод простой случайной выборки– при извлечении выборки все возможные комбинации имеют равную вер-ть быть извлеченными (принцип жеребьевки, таблицы случайных чисел, генератора случайных чисел).

Метод систематической случайной выборки -когда необх-мо иссл-ть сравнительно большую совок-ть, каждый элемент которой занесен в единый список (пр: телеф.книгу). Респ-ты отбираются через равные промежутки на основе шага выборки (=объем ген с-ти N/ объем выборки n).

Метод многоступенчатого случайного районирования. Члены выборки - просто жители того или иного населенного пункта (объектом выбора является географическая местность).

Метод стратифицированного формирования выборки -отбор производится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Исп-ся тогда, когда необх-мо иссл-ть некот. подгруппу сов-ти, кот. так мала, что случайная выборка будет содержать слишком небольшое для такого анализа кол-во эл-тов этой подгруппы.

Неслучайные подходы:

Метод квотной выборки- члены совок-ти классиф-ся в соотв-ии с несколькими релевантными характеристиками (возраст, пол) и лица, обладающие такими свойствами, отбираются в кол-ве, пропорциональном их доле в совокупности.

Метод кластерной выборки –первонач. Случайный отбор группировок (кластеров), затем – проводится сплошной опрос внутри кластеров (больницы при изучении пациентов). Кластеры должны быть не слишком велики.

Метод экспертной выборки -эксперт выбирает те объекты, кот он считает типичными или репрезентативными для той совокупности, из кот они извлечены.

Ошибка выборки- отклонение средних хар-тик ВС от средних характеристик ГС. Ошибки выборки: - случайная ошибка (стат. погрешность выбр. метода), систематическая ошибка - при недостатке информации (неправ. инф-ции) о стр-ре ГС.

Чтобы установить необходимый объем выборки необходимо учитывать фактор гомогенности. Гомогенность (однородность)- степень близости др. к др. членов дан. совок-ти с т. зр. изучаемых хар-тик. Гетерогенность – неоднородность. Чем гомогеннее сов-ть, тем меньшая по объему выборка необх. для ее предст-ия, и наоборот.

Объем и кач-во выборки зависит: - от степени однородности ГС, - от кол-ва признаков выборки, - от требуемой степени точности результата. М/у ГС и ВС сущ-ет обратно пропор-ная зависимость: чем меньше ГС, тем больше объем выборки.

Социальное проектирование и прогнозирование.

Социальное проектирование - это научно обосн-ное определение вариантов планового разв-ия соц. об-тов, соц. пр-ссов и явл-ий, напр-ного на изменение конкр. соц. институтов.

Объекты СП: 1) простое соц. образование, рассм-мое со стор. своих св-в, кач-в, ф-ий;

2) сложное соц. образование (система относит-но про­стых соц. об-тов);

3) система сложных соц. образований.

Идеальный объект-логическая, структурная или статистическая модель, которая формируется как результат обобщения, отвлечения от случайных признаков реального объекта.

Реальный объектэто объект социально-преобразовательного действия и познания. Социальное прогнозирование –предвидение и иссл-ие тен­денций и перспектив возм-го развития соц. процессов и явлений, с целью повышения научной обосн-ти и эфф-ти соц. проектирования, планирования, управления. Прогноз – научно обоснованное суждение о возм-х состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях сроках их осуществления. План – директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного.

Поисковый(исследовательский) прогноз-опр-е возможных состояний, явлений в будущем; отвечает на ? что вероятнеее произойдет при условии сохранения существующих тенденций, что мы хотим получить, чего достичь.

Нормативный прогноз-определение путей и сроков достижения возможных состояний, явлений, принимаемых в качестве цели. Отвечает на ?: какими путями достичь желаемого, что для этого необходимо сделать, какие решения принять

Прогнозный фон–совок-ть внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования.

Виды Соц пр: На осн оценки тек. сост-ия об-та: 1.Оптимист. прогноз (предпол-ие, что в прогн-мый период произойдут положит.изм-ия), 2. Реалист.прогноз (наиб.вероятный сценарий)

На осн объекта прогноза: 1. Естествоведческие (метеоролог-кие, гидролог-кие, геолог-кие, биолокие, медико-биолог-кие, космолог-кие, физико-химич.); 2. Научно-технические (перспективы сост-ия мат-лов и режима работы всех явл-ий техносферы, перспект проблемы разв-ия науки и ее стр-ры, перспект.проблемы техники); 3. обществоведческие(соц-мед, соц-геогр, соц-экол, соц-космич, эконом, соц-кие, психол, демогр, юрид, внешнеполит, внутриполит, военные, культ-эстет, образов-педагог-кие…)

По периоду упреждения: 1. Оперативный (рассчитан на персп-ву, в теч.кот.не ожид-ся существ.изм-ий об-та иссл-ия), 2. Краткоср. (на персп-ву т/ко колич.изм-ий), 3. Долгоср. (колич.+кач.изменения), 4. Среднеср. (перспектива м/у SR и LR, преобл колич.изм-ия над кач.), 5. Дальнесрочный (дает общ.качеств.хар-ку об-та)

Принципы социального прогнозирования:

согласованности -согласование прогнозов возможного развития раз­личных сфер (эк-кой, культурной, эколог-й, пол-кой, де­мограф-й и т.д.).вариативностиориентирует исследователей на варианты прогнозов при заданных условиях развития объекта прогноза. верифицируемости- проверка разработанных прогнозов на точность, надеж­ность, достоверность, обоснованность.рентабельности.Затраты на разработку прогноза должны окупиться и принести прибыль при его использовании, или «+» эффект в любом другом случае.непрерывности- корректировка прогнозов при поступления новых данных.

Наши рекомендации