Методика применения средств ИКТ в начальной школе
Исследование проводилось на протяжении сентябрь-октябрь 2017 года на базе МОУ СОШ. В исследовании принимали участие учащиеся вторых классов в количестве 27 человек. Возраст испытуемых 8-9 лет.
Целью экспериментального исследования является изучение формирования познавательнойдеятельности у учащихся 2 класса.
Задачи:
1) Подобрать диагностические методики;
2) Определить критерии сформированности познавательнойдеятельности у учащихся;
3) Определить уровни сформированности познавательной деятельности у учащихся;
4) Разработать программу по формированию индивидуальности учащихся с использованием ИКТ.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе – констатирующем – была проведена диагностика исходного уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников.
На втором этапе – формирующем – проводилась работа по развитию познавательной деятельности у младших школьников с использованием ИКТ.
На третьем этапе – контрольном – проводилась контрольная диагностика уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников, анализ эффективности внедренных методик.
Для подбора диагностических методик важно учитывать, что познавательная деятельностьвключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Диагностические методики подобраны в соответствии с требованиями ФГОС, представлены в приложении. Для проведения диагностического исследования были использованы методики Е. В. Бунеевой, М. Н. Ступницкой, О. В. Чиндиловой. Учащимся предлагается 8 заданий, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Каждое задание имеет балльную оценку в интервале от 0 до 3 или от 0 до 7 в зависимости от задания. Критерии оценки каждого задания приведены в приложении.
Для комплексного оценивания уровня сформированности познавательной деятельности разработана следующая шкала.
Высокий: 28-36 баллов
Средний: 20-27 баллов
Низкий: 0-19 баллов.
Полностью задания представлены в Приложении. Характеристика заданий представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Характеристика диагностических заданий
№ задания | Цель |
проверяет умения определять, какая информация нужна для решения задачи | |
проверяет умения отбирать источник информации | |
необходимый для решения задачи | |
проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций | |
проверяет умение сравнивать, группировать факты и явления | |
проверяет умение находить сходство и различия фактов и явлений | |
проверяет умение определять причины явлений и событий | |
проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний | |
проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. |
Нами разработана программа «Информатика и ИКТ». За основу взята рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для детей в возрасте 7-10.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Такой систематический курс как «Информатика ИКТ» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
• в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
• анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
• конкретные предметы имеют свои потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
Цель программы: развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты:
познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
• формирование и развитие обще учебных умений и навыков;
• формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
• создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
• способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
• развитие речи.
Благодаря подобным заданиям с использованием ИКТ, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы.