Метод эмпатии (личной аналогии)
Эмпатия– сопереживание – ощущение понимания и сопереживания состояния другого человека, его постижение.
Специфика личной аналогии в том, что это – связующее звено между интуитивными и логическими процедурами мышления. Круг аналогий очень широк: конкретные и абстрактные; аналогии живой и неживой природы. Могут быть установлены аналогии: по форме, структуре, функциям, процессам и др.
Личная аналогия плодотворна в решении творческой задачи, связанной с техническим объектом, процессом, системой: техническому механизму приписывают чувства, эмоции самого человека. Метод эмпатии опирается на отождествление субъекта творческой деятельности с объектом и предметом творческой деятельности; на «вживание» в образ изобретения. Разработчик ставит себя на место детали, устройства или процесса и стремится ощутить все действия, которые над ним могут совершить.
Метод предполагает способность к фантазии. Его широко применяют в рационализаторской, изобретательской, управленческой деятельности, в процессах творчества.
Метод синектики
Синектика – объединение разнородных элементов. Метод применяется для стимулирования творческой активности, создаёт особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестандартных аналогий и ассоциаций.
Метод является разновидностью мозговой атаки. Он предложен В.И. Гордоном (США) в 50-ые годы. Основан на мозговой атаке, которую ведут профессионалы. При этом допустима конструктивная критика. Профессионалы, имея опыт работы в своих областях, решают задачи приёмами, основанными на различных аналогиях. Метод заключается в следующем: в начале участников коллективного поиска решения знакомят с механизмами творчества. Часть этих механизмов можно развить обучением. Это – операционные механизмы. К ним относят прямую, личную и символическую аналогии. Применяя этот метод, надо избегать четкой преждевременной формулировки проблемы. Обсуждение должно начинаться с анализа общих признаков. Это проясняет постановку проблемы, чётче её обрисовывает. Если решение проблемы не находится, то следует предпринять повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Можно представить проблему как совокупность задач.
Выдвижение идей, их отбор во многом зависят от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных умений. Он должен уметь задавать вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Его задача – создать обстановку, пробуждающую к активизации мыслительной деятельности. Поведение проектировщика напоминает поведение вычислительной машины: он пользуется информацией, которая в неё введена и действует по заданной схеме. Он проводит анализ, синтез, оценку. Повторение циклов ведёт до тех пор, пока не найдёт лучшее из возможных решений.
Его методы характеризуются чертами:
1. цели и критерии задаются заранее;
2. поиску решения предшествует проведение анализа;
3. оценка результатов даётся в основном в словесной форме и построена на логике, а не на эксперименте;
4. заранее фиксируется стратегия.
Достоинства – те же, что и у предыдущих методов.
Недостатки:
§ непродуктивность при решении специальных творческих задач;
§ кратковременность высокой продуктивности генерирования новых идей (сохраняется 30 – 40 мин., а затем снижается);
§ обязательное наличие у руководителя группы большого мастерства и опыта.
Метод сценариев
Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или объекте, изложенных в письменном виде, названы сценарием.
Сценарием называют документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по её решению, по развитию системы. Обычно предложения для его подготовки пишутся сначала индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Например, сценарии социально-экономического развития России на разные периоды времени.
В основе метода лежат:
· принцип последовательного разрешения неопределённости;
· принцип содержательного и формального описания объекта.
Содержательное описание производится обычным языком. Формальное описание: определение даётся формализованным языком, в качестве которого может использоваться математический аппарат.
Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится разработка вариантов разрешения проблемных ситуаций. Специалисты выявляют общие закономерности системы; проводят анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на её развитие; создают дополнительные информационные блоки, способствующие решению проблемы. Но сценарий связан с возможностью неоднозначного его толкования разными специалистами.
Сценарий позволяет составить представление о проблеме, а затем приступить к формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц и др. методик.
На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы развития в экономике, в отраслях промышленности и народного хозяйства.
Метод «Дельфи»
Метод «Дельфи» предполагает отказ от коллективных обсуждений. Это делается для уменьшения влияния таких психологических факторов: присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста; нежелание отказаться от публично высказанного мнения; следование за мнением большинства. В методе прямые дебаты заменены программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования. Ответы экспертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов. После этого они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура проводится несколько раз до достижения приемлемого результата по совокупности высказанных мнений.
Процедура метода «Дельфи»:
1) в упрощённом виде организуется последовательность циклов мозговой атаки;
2) в более сложном виде разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью вопросников, исключающая контакты между экспертами, но предусматривающая ознакомление их с мнением друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться;
3) в наиболее развитых методиках экспертам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов. Они уточняются от тура к туру и учитываются при получении обобщённых результатов оценок.
При использовании метода «Дельфи» необходимо учитывать:
· группы экспертов должны быть стабильными, численность их должна удерживаться в благоразумных пределах;
· время между турами опросов должно быть не более месяца;
· вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы, чётко сформулированы;
· число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики причин;
· должен проводиться систематический отбор экспертов;
· необходимо иметь собственную оценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам;
· нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок;
· следует учитывать влияние различных видов передачи информации экспертов по каналам обратной связи;
· необходимо учитывать влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок.
Метод дерева целей
Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели. Их, в свою очередь, на более детальные составляющие – новые подцели, функции и т.д.
При применении метода дерева целей необходимо учитывать требования:
o конкретность формулировки целей;
o сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению;
o измеримость: формулировка цели должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени её достижения;
o каждая цель высшего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня т.о., чтобы объединение понятий подцелей полностью характеризовало понятие исходной цели.
При построении дерева необходимо, чтобы между понятиями цели и подцелей нельзя было включать промежуточные понятия. Исключение хотя бы одной подцели меняло понятие исходной цели.
Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то времени почти бы не изменялась.
Метод экспертных оценок
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на предположении о том, что неизвестная характеристика исследуемого объекта есть случайная величина как индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. Истинное значение характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов.
Проблемы, решаемые этим методом, делятся на 2 класса:
1) те, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией.
2) те, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости гипотез недостаточно.
Чаще экспертное оценивание применяется для решения задач 1-го класса. При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы корреляции.