Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования.

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования.

Эмпирические методы политологического исследования

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования. - student2.ru

КОММЕНТАРИИ

Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ. В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Его прогнозы выборов, основанные на результатах опросов, отличались высокой степенью точности и стали настоящей научной сенсацией. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К.

Политический анализ как инструмент управления общественными процессами

Пугачев, Соловьев «Введение в политологию»

Принципы системного анализа политических процессов

Основные принципы системного анализа выведены из общесистемных закономерностей, отражают общность подхода при исследовании разнообразных систем.

Принципы:

1) Принцип конечной цели - абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели, учитываемый при изучении и построении систем.

Основывается на:

· формулировке цели исследования. (определение и согласование целей внешних по отношению к объекту исследования систем как владелец объекта исследования, исследователь).

· не полностью определенные цели влекут за собой неверные выводы;

· любая попытка изменения системы должна оцениваться относительно того, помогает она или мешает достижению конечной цели.

2) Принцип согласования целей - для определения качества и эффективности функционирования системы надо представить ее как часть более общей и проводить оценку внешних свойств исследуемой системы относительно целей и задач.

3) Принцип целостности - совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности элементов с признанием факта наличия у системы таких свойств (эмерджентные свойства), которые не присущи составляющим ее элементам (следствие синергического эффекта).

Это "взгляд внутрь" системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе.

4) Принцип связности (учет среды) - рассмотрение любой части совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей со средой.

Здесь система есть элемент другой системы (суперсистемы или старшей системы), или подсистема.

5) Принцип модульного построения - выделение модулей в системе и рассмотрение системы как совокупности модулей. Принцип указывает на возможность абстрагирование от излишней детализации.

6) Принцип иерархии - введение иерархии частей и их ранжирование, что упрощает разработку системы и устанавливает порядок рассмотрения частей.

7) Принцип функциональности - совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой. Здесь любая структура тесно связана с функцией системы и ее частей. В случае придания системе новых функций полезно пересматривать ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему.

8) Принцип развития - учет изменяемости системы, ее способности к выживанию, развитию, адаптации, расширению, замене частей, накапливанию информации. В основу требуется закладывать возможность развития, наращивания, усовершенствования. Ориентирует на необходимость учета предыстории развития системы и тенденций среды, имеющихся в настоящее время.

9) Принцип децентрализации - сочетание в сложных системах централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации должна быть минимальной, обеспечивающей выполнение поставленной цели.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения (уровнями субъектов управления).

Недостаток - увеличение времени адаптации системы. То, что в централизованных системах можно сделать за короткое время, в децентрализованной системе будет осуществляться весьма медленно. Данный недостаток нивелируется налаживанием горизонтальных связей.

Недостатком централизованного управления является сложность управления из-за огромного потока информации, подлежащей переработке в старшей системе управления. Поэтому в сложной системе обычно присутствуют два уровня управления.

10) Принцип неопределенности - учет неопределенностей и случайностей в системе. Принцип имеет дело с системой, в которой структура, функционирование или внешние воздействия не полностью определены.

11) Принцип эквифинальности(синоним «упрямство», чтобы легче запомнить)- неизбежность достижения системой одного и того же конечного состояния при различных начальных условиях её функционирования.

12) Принцип необходимого разнообразия (Принцип ЭШБИ) - разнообразие – количественная характеристика системы. Измеряется логорифмом по основанию 2 числа ее возможных состояний.

Основной принцип управления: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемой системы.

Принцип Эшби дает теоретическое обоснование иерархической структуры управления.

13)Принцип множественного описания системы - адекватное познание системы требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный ее аспект на соответствующем ему языке.

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов),

· аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования (одновременное заполнение анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры).

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

Ситуационный анализ.

(Ахременко)

Ситуационный анализ, или анализ политических ситуаций, является одним из наиболее востребованных, широко применяемых методов анализа в прикладных политологических исследованиях. В частности, ситуационный анализ просто незаменим при разработке стратегий политических акторов, создании прогнозов их поведения в конкретных политических условиях.

Методологической основой ситуационного анализа является системный подход.

Политическая ситуация с позиций системного подхода представляет собой «такое сочетание условий и обстоятельств политической жизни, которое... может быть выделено из политического процесса как относительно завершенный его фрагмент»

Стадии:

Не только в теории, но и в конкретном технологическом алгоритме ситуационного анализа определение границ ситуации, выделение ее из общего политического процесса является первой и очень важной стадией.

Второй важной стадией ситуационного анализа является выявление наиболее активных и влиятельных политических субъектов (акторов), задействованных в рамках анализируемой ситуации. В терминах системного подхода производится «декомпозиция системы»: упрощение ее путем расчленения на составные элементы. В качестве политических акторов могут выступать отдельные политические лидеры, элитные группы, политические партии, финансово-промышленные группы и даже целые институты (например, Правительство, Конституционный суд или Государственная дума).

Естественно, очень многое будет зависеть от глубины понимания аналитиком каждой конкретной ситуации, но есть и общее правило, которое можно назвать «правилом разумной достаточности»: перечень акторов должен отражать основные группы интересов, вовлеченные в данную ситуацию, но при этом по численности не превышать того порога, когда анализ становится чрезмерно громоздким.

За выделением перечня акторов ситуации следует их характеристика. Это третья стадия ситуационного анализа, также выполняемая в соответствии с рядом правил системного подхода. Ключевыми позициями, по которым производится характеристика политических акторов, являются интересы и вытекающие из них цели акторов, содержание их действий, ресурсы, типовые тактики и стратегии.

В рамках ситуационного анализа важно по возможности реконструировать иерархию целей каждого из политических акторов, опираясь на понимание их стратегических интересов.

Каждый выделенный политический актор характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного ресурса (административный, финансовый, информационный, организационный, ресурс поддержки и т.д), а также степени эффективности использования им имеющихся ресурсов. Итогом анализа ресурсов каждого из вовлеченных в ситуацию акторов является экспертная оценка их влияния в рамках данной ситуации.

Структуру политической ситуации, которую можно понимать как расстановку политических сил, зачастую удобно представить графически в виде когнитивной карты.

SWOT-анализ

(Ахременко)

SWOT-анализ может использоваться и как самостоятельная методика, и как элемент ситуационного анализа. Данный метод был изначально разработан в рамках маркетинговых исследований и в настоящее время сохраняет свое значение как один из основных приемов первичного стратегического анализа позиционирования компаний на рынке. По своим исходным установкам SWOT-анализ является клиент-ориентированным методом: исследование ситуации происходит «под углом зрения» конкретного актора.

Название метода является аббревиатурой четырех английских слов:

• Strength — сильные стороны;

• Weakness — слабые стороны;

• Opportunities — возможности;

• Threats — угрозы.

Первые две позиции — сильные и слабые стороны — связаны преимущественно с позитивностью и негативностью ресурсной базы политического актора. Например, в процессах партийного строительства важнейшей слабостью может быть дефицит организационного и кадрового ресурса.

Вторые две позиции — возможности и угрозы — связаны в основном со структурированием ситуации и факторами внешней среды.

Так, при реализации проекта создания новой оппозиционной политической партии основные возможности могут определяться, например, негативными тенденциями в социально-экономическом положении населения (фактор внешней среды), а основные угрозы — сильным противодействием со стороны властных элит, часть которых может консолидироваться для блокирования проекта (структурный фактор).

Однако основное достоинство SWOT-анализа состоит не только в системной характеристике позиций актора по указанным выше признакам, но и в комплексном рассмотрении сильных/слабых сторон актора через призму возможностей/угроз.

Ситуационный и SWOT-анализ эффективно использовать в комплексе. При этом SWOT-анализ, с одной стороны, выступает резюмирующим элементом ситуационного анализа, с другой — позволяет эффективно адаптировать его результаты к проблемам конкретного клиента.

33.Контент анализ политических документов : этапы и методика
Контент-анализ - это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.Как полноценная методика контент-анализ нашел свое применение лишь начиная с 30-х гг. 20 века в США.Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.
В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализ ом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения контент-анализа:
а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);
б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);
в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Этапы:
1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: -заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы); один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);частота появления сообщений,способ распространения сообщений;место распространения сообщений;время
2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение; она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; она должна легко идентифицироваться;число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:физическая протяженность текстов;площадь текста, заполненная смысловыми единицами;число строк (абзацев, знаков, колонок текста)

длительность трансляции по радио или ТВ;метраж пленки при аудио- и видеозаписях;количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Необходимо определить единицы анализа.бязательное условие: такие единицы должны быть единообразными.иницы анализа должны легко и по возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всего свести к самым употребляемым формальным значкам, напри мер запятым или точкам. Тогда подсчет не представит никаких трудностей, а интерпретация результатов будет однозначной и объективной.Категории анализа выражаются определенными признака ми (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относить ся понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, приватизация, финансовая система.С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микро проблемы, тематические поля. В качестве примера можно привести анали: президентских посланий стране, с которыми обратился Б. Клинтон в 1994 \ 1995 гг. Эти послания содержат от 7000 до 10 000 слов. Были сформировав-категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помо щи и др. В категорию «экономика» входили слова: экономика, безработица, инфляция; в категорию «семья» — ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.Втакоом случае методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым — соответствующая им единица анализа текста, а третьим — установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать часто ту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака ка тегории анализа; 2) объем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста.

34. Интент анализ
Интенция- намерение мыслительной деятельности(скрытое, явное,осознаваемое)Интент-анализ – сравнительно новый подход к выявлению психологического содержания текста. Он состоит в экспертном оценивании целевой, или интенциональной, направленности речи публичных деятелей, выраженной в конкретном тексте. Бывает Интенция первого уровня(нервная система человека) и второго уровня(опыт который проявляется через коммуникации ). Это метод анализа документов,где можно получить информацию о направленность высказываний автора. Он способствует определению некоторых характерных черт высказываюшего (черты псих состояния); выражение своих состояний; условия, которые ограничивают автора полноценно высказывать свое состояние.
Виды речевых актов :1.локутивный- автор озвучивает содержание события в нейтральной форме. 2.иллокутивный- автор пытается навязать свою точку зрения. 3. перлокутивный- манипуляция сознанием читателя, демонстрация оценочной точки зрения.
Процедура проведения :1.программа -текст разделяется на фрагменты ,в каждом из которых есть интенция .2.квалифицирование интенции, определение их видов. 3.опреоеление объекта в тексте. 4.оценить структуру интенциональных блоков. 5.рассчитать частоту интенций в тексте . 6.определить речевые акты и их типы

35. Ивент анализ
Ивент-анализ (от англ, event — событие) как метод исследований по литической науки зародился в 1960-х гг. Первое системное изложение его методологии и инструментария содержится в работах американского ученого Ч. Маклеланда, которого можно считать отцом-основателем данного исследовательского направления.Ивент-анализ принадлежит к группе количественных методов изучения политической реальности. Его суть состоит в систематическом формализованном представлении интеракций между субъектами поли тики в рамках определенной шкалы (как правило, отражающей состояния конфликтности/мирных процессов). Информационной базой его являются сообщения СМИ: преимущественно газет и информационных агентств. Ближайший «родственник» ивент-анализа — контент-анализ: оба метода осуществляют количественный анализ текстов, хотя и разными способами. В этом плане необходимо ясно понимать, что объектом ивент-анализа являются не сами события, а сообщения о со бытиях.
Рождение ивент-анализа не случайно приходится на середину 1960-х гг. К этому времени в западной (прежде всего американской) политичес кой науке уже прочно утвердилась бихевиористская парадигма: большинство исследований опирались на формализованный эмпирической материал, активно использовалась статистика и т.д. В этом плане сфера международных отношений находилась как бы в положении «отстаю щего», здесь до сих пор доминировали традиционные методы: исторический анализ, традиционный анализ текстов. Это связано с тем, что ос новные источники количественных данных политической науки — результаты социологических опросов, электоральная и социально-эко номическая статистика — генерируются на внутригосударственном, а не на межгосударственном уровне. Сложная внешнеполитическая ситу ация — «холодная война» и гонка вооружений, нестабильность в Ближневосточном регионе и т.д. — требовала активного внедрения более со временных методов анализа и прогнозирования.

Таким образом, развитие ивент-анализа стало, с одной стороны, ответом на объективные политические вызовы эпохи, с другой — находи лось целиком в русле тенденций развития эмпирической политологии того времени.
Он позволяет представить политический процесс как цепь взаимосвязанных явлений, каждое из которых оказывает воздействие на ситуацию в целом. Данный методологический инструментарий позволяет упорядочить поток политических событий, структурировать их таким образом, чтобы сквозь их череду явлений прослеживались объективные тенденции, позволяющие спрогнозировать дальнейшее развитие процесса.
Типовая схема этого метода анализа предполагает:
· выявление участников политического процесса и лиц, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
· оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих их сил;
· установление стратегических целей, тактических задач, выявление интересов участников политического процесса;
· выявление возможных стратегических союзов и тактических коалиций;
· формирование сценариев развития событий;
· формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
· формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учётом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для ее реализации.
Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха или неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

Методика ивент-анализа включает в себя следующие этапы : Первый этап заключается в составлении банка данных или использовании уже имеющихся баз данных. В качестве источников информации используются официальные документы, сообщения, обзоры новостей, статистическая информация. Второй этап состоит в расчленении информационного массива на отдельные единицы наблюдения и сортировке данных в соответствии с целями исследования. Простейший пример - кодировка по принципу: • кто осуществляет действие : свои/чужие; • тип действия : вербальные, физические; • цель : вражда, нейтралитет, сотрудничество. В качестве субъектов чаще всего рассматривают государства, 16 политические институты, организации, политических лидеров. Третьим этапом служит подсчет результатов заполнения матричного классификатора. Четвертый этап предусматривает аналитические сравнения полученных величин, характеризующих события на определенном временном промежутке. Обычно сравнивают: • события в рамках одного промежутка времени, но на разном пространстве; • события в рамках одного пространства, но в различные промежутки времени; • события в пределах разных пространств на нескольких временных этапах. Пятый этап состоит в верификации полученных результатов. Преимущества ивент-анализа заключаются в высокой объективности, что делает методику одной из самых популярных основ для принятия решений. Однако эта методика является трудоемкой, требующей высокого уровня квалификации исполнителей.

36. Традиционный анализ документов
Традиционный анализ документа концентрируется на смысловой интерпретации источника — выявлении его логики, сути, идей, смысловых акцентов и т. д. При этом традиционный анализ как научный метод отнюдь не сводится просто к «вдумчивому чтению» текста или «вдумчивому просмотру» телевизионной передачи. Исследователь ставит и решает гораздо более широкий круг вопросов, чем обычный читатель или зритель.

К важным проблемам, особенно актуальным для документальных источников политического характера, относятся проблема подлинности документа и проблема надежности информации, в нем содержащейся. При этом данные проблемы следует очень четко различать: в подлинном документе могут содержаться недостоверные сведения, а сознательная подделка может нести в себе правдивую информацию. В то же время присутствие в документе явных искажений фактов должно породить сомнения в его подлинности, равно как установление фальсифицированности документа влечет за собой постановку вопроса о правдивости его содержания.
Традиционный анализ документов, в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания, ‑ это именно метод исследования, предполагающий выдвижение определённых гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Традиционный метод включает обычное восприятие текста, выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Неформализованный анализ опирается на общие логические законы и правила сравнения, определения, оценивания, на статистические операции. «Методы традиционного анализа информации качественного характера в значительной мере основаны на интуиции исследователя, поэтому в восприятии и интерпретации содержания документа не исключены субъективные смещения». Их причины связаны с психологическими особенностями исследователя (возможностями памяти, утомляемостью, устойчивостью внимания), с неосознаваемыми защитными реакциями на содержание материалов (например, выделением приятных« и игнорированием «неприятных» аспектов). Вероятность таких смещений увеличивается с ростом числа и объёма анализируемых документов. Огромную роль играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Для повышения достоверности результатов традиционного анализа его процедура включает внешнее и внутренне исследование документа. Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств возникновения документа; его задача установить время и место появления, авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на её содержание. Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведённых в документе. Внутренний анализ занимается собственно изучение фактов, мнений и идей, представленных в документе. Цели подобного изыскания имеют лишь поисковые и описательный характер.

Как и у любого метода маркетинговых исследований у традиционного анализа есть преимущества и недостатки. Он выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и мотивов его появления и исчерпывающе раскрывает содержимое текста. Но при этом данный вид анализа достаточно субъективен и трудоёмок.

Планирование политологического исследования: ресурсы, этапы, результат

(фигня какая-то, а не вопрос, поэтому просто этапы исследования)

Рабочий план исследования – документное фиксирование последовательности и объёма всех ресурсных затрат, необходимых для выполнения программы исследования.

План исследования (этапы):

1. Разработка программы, включение концептуальной её части и методики, а также период практического апробирования всех инструментов исследования. (1/3 всего времени);

2. Сроки сбора основной информации («полевая» стадия), включает подготовку собранных данных для анализа (кодирования для ручной или машинной обработки), (до 20% всего объём времени;

3. Обработка и анализ данных (до 40% общего времени);

4. Итоговый отчёт или подготовка научных публикаций (10% времени от общего времени исследования).

Рабочий план соотносит поставленные цели и задачи исследования с имеющимися временными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами, оформляет последовательность операций в четкий план-график работы.

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования.

Эмпирические методы политологического исследования

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования. - student2.ru

КОММЕНТАРИИ

Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ. В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Его прогнозы выборов, основанные на результатах опросов, отличались высокой степенью точности и стали настоящей научной сенсацией. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К.

Наши рекомендации