Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе
Балева Людмила Николаевна
Специальность 050709
Преподавание в начальных классах
IV курс, 41 группа
Научный руководитель:
Калмыков Олег Георгиевич
Новозыбков, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности познавательных процессов младших школьников при проведении природоведческих исследований…………………………………..5
2. Организация, содержание и методика проведения природоведческих исследований в учебной деятельности………………………………….……….9
3. Проведение исследований природоведческой направленности во внеучебной работе……………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Приложение………………………………………………………………………26
Введение
В экологическом воспитании детей младшего школьного возраста огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя начальных классов, в дополнение к уроку природоведения, проводят разнообразную исследовательскую, природоведческую работу, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.
Важнейшая задача современной школы – дать подрастающему поколению прочные, глубокие и научные знания, сформировать любовь к природе, выработать практические навыки и умения школьников. Одним из путей реализации этих задач является включение в учебный процесс природоведческих исследований по ознакомлению учащихся начальной школы с окружающей природной средой.
Тема курсового исследования носит актуальный характер, поскольку без конкретных представлений о предметах и явлениях природы дети не смогут овладеть знаниями, которые служат основой для изучения естественных дисциплин в общеобразовательной школе среднего и старшего.
Важнейшая роль в формировании природоведческих исследовательских навыков младших школьников в учебной и внеучебной деятельности отводится опытно – практической работе. В ходе развития природоведческих исследований у детей формируется наблюдательность, любознательность, огромный интерес к исследованию предметов природы.
Объектомнашего исследования является процесс формирования исследовательских навыков при ознакомлении с окружающим миром.
Предмет- природоведческие исследования младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Цельюнашей работы является формирование исследовательских навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать познавательные процессы младших школьников при проведении природоведческих исследований.
2. Ознакомится с организацией, содержанием и методикой проведения природоведческих исследований в учебной работе.
3. Раскрыть роль природоведческих исследований младших школьников во внеучебной деятельности.
В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы и методических рекомендаций по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение
Положительное отношение младших школьников к учебному процессу определяется не только социальными мотивами, но и интересом к новым знаниям, к овладению новыми умениями и навыками. Наблюдения за учебной и внеучебной деятельностью младших школьников показывает, что наиболее активными они бывают в момент, когда учитель рассказывает им о ещё неизвестном, или показывает действия, которые они ещё не выполняли. Всё это необходимо делать и на практических работах, и на опытах, и на экскурсиях в природе, и при ведении «Календаря природы».
Огромное значение знаний состоит в выработке у детей важных черт личности, таких как любознательность, потребность к исследованию, наблюдательности, замечать и объяснять причины наблюдаемых изменений в природе. На уроках природоведения школьники получают представления о единстве и неделимости природы, о взаимосвязи всех ее звеньев, понимают, что нарушение в одной точке ведет к необратимым последствиям. Школьники получают элементарные знания о предметах и явлениях природы, но и труде людей.
В ходе выполнения курсового исследования нами отмечены следующие критерии выбора практических методов ознакомления младших школьников:
· доступность;
· последовательность;
· адекватность;
· целенаправленность;
· эффективность;
· соответствие возрасту и уровню развития учащихся.
В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объёма знаний без опоры на развитие познавательной сферы приводит к эмоциональной невосприимчивости, равнодушию к объектам природоведческого исследования, преобладанию рационального подхода в их оценке.
В результате проделанной работы нами установлено, что природоведческие методы познания способствуют формированию учащихся понимания фактов и явлений природы, наблюдательности, повышают познавательную активность. Одновременно происходит приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и исследовательских навыков, что способствует лучшему усвоению и пониманию материала.
Основной принцип исследований заключается в том, что через все методики проходили одни и те же дети. Это дает возможность видеть изменения в мотивации одних и тех же учащихся
Список использованной литературы
1.Аквилева, Г. И. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: пособие
для учителя нач. школы / Г. И. Аквилева, 3. А. Клёпина. - М.: Просвещение, 1989.- 96 с.
2.Аквилева, Г. Н. Преподавание природоведения малокомплектной школе:
пособие для учителей трехлет. Нач. шк. / Г. Н. Аквилева, Е. А. Постникова, Г. Ф. Суворова; под ред. Г. Н. Аквилевой. - М.: Академия,
1990.-95с.
3.Василькова, Ю. В. Природоведение: учебник для студ. сред, учеб,
заведений / Ю. В. Василькова, Е. Е. Иванов, Т. М. Саенко, под ред. Ю. В.
Василькова. - М.: Академия, 2003. - 98 с.
4.Верзилин, Н. П. Проблемы методики преподавания природоведения / Н. П. Верзилин. – М.: Просвещение, 1974. - 98 с.
5.Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. М.: Академия,
1953.- 64 с.
6.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., дораб. / В. П. Горощенко, И. А. Степанов-М.: Просвещение, 1984,- 49 с.
7.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения / Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. 2001.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 94- 99 с.
8.Дубровина, И. В. Методика проведения экскурсий / М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 124с.
9.Каменский, Я.А. Великаядидактика / М.: 1939.- 56 с.
10.Клепинина, З. А. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека / М.: 1988.- 67 с.
11.Кропчева, Т. Б. Нетрадиционные уроки природоведения в начальной школе // Начальная школа №1, 2002.- 89 с.
12.Мельчаков, Л. Ф. Уроки природоведения в 3 классе / Л. Ф. Мельчаков.- М.: 1976.- 18 с.
13.Павлович, С. А. Книга по природоведению. Основы и методика преподавания / Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Академия, 1998. С. 105 – 109.
14.Пакулова, В.А. Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения / М.: -1990.-119 с.
15.Скаткин, М.Н. Внеклассная работа по природоведению / - М.: 1953.- 56 с.
16.Солонько, Г. Н. Опыты и наблюдения за комнатными растениями // Начальная школа №12, 2007.-101 с.
17.Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.- М.: 1984.-64 с.
18.Чередов, И. М. Сочетание фронтальной, общественной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке / - М.: 1984.
Приложение 1.
Приложение 2.
Опыт №1.
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
- Из почвы выходят пузырьки воздуха.
- Какой вывод можно сделать?
- В почве есть воздух.
- Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт № 2.
- Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
- На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
- Посмотрите на лабораторный стаканчик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
- В почве есть вода.
По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.
Опыт №3.
- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
- Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
- Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделайте свой вывод.
- в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной.
Опыт №4.
- Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
- На поверхность воды плавают остатки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.
- Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана. Что видите?
- Песок, поверх которого осела глина.
- Сделайте вывод из этого опыта.
- В почве есть песок и глина.
- И …
- И перегной.
- Молодцы! Продолжим наше изучение почвы.
Опыт №5.
- Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налеты. Это соли. Дети рассматривают налет на стекле. Соли – это питательные вещества необходимые для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Сделайте выводы.
- В почве содержатся соли, которые могут растворятся в воде.
- Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы».
- В состав почвы входит: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы.
- Почему почву называют «чудесной кладовой»?
- В этой «чудесной кладовой» растут растения. Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
3.. Итог урока.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
- Что называется почвой?
- Всякий ли слой земли можно назвать почвой?
- Чем определяется плодородие почвы?
4. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы для повторения из учебника, запомните составные части почвы, их основные свойства.
Приложение 3.
Приложение 4.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе
Балева Людмила Николаевна
Специальность 050709
Преподавание в начальных классах
IV курс, 41 группа
Научный руководитель:
Калмыков Олег Георгиевич
Новозыбков, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности познавательных процессов младших школьников при проведении природоведческих исследований…………………………………..5
2. Организация, содержание и методика проведения природоведческих исследований в учебной деятельности………………………………….……….9
3. Проведение исследований природоведческой направленности во внеучебной работе……………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Приложение………………………………………………………………………26
Введение
В экологическом воспитании детей младшего школьного возраста огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя начальных классов, в дополнение к уроку природоведения, проводят разнообразную исследовательскую, природоведческую работу, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.
Важнейшая задача современной школы – дать подрастающему поколению прочные, глубокие и научные знания, сформировать любовь к природе, выработать практические навыки и умения школьников. Одним из путей реализации этих задач является включение в учебный процесс природоведческих исследований по ознакомлению учащихся начальной школы с окружающей природной средой.
Тема курсового исследования носит актуальный характер, поскольку без конкретных представлений о предметах и явлениях природы дети не смогут овладеть знаниями, которые служат основой для изучения естественных дисциплин в общеобразовательной школе среднего и старшего.
Важнейшая роль в формировании природоведческих исследовательских навыков младших школьников в учебной и внеучебной деятельности отводится опытно – практической работе. В ходе развития природоведческих исследований у детей формируется наблюдательность, любознательность, огромный интерес к исследованию предметов природы.
Объектомнашего исследования является процесс формирования исследовательских навыков при ознакомлении с окружающим миром.
Предмет- природоведческие исследования младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Цельюнашей работы является формирование исследовательских навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать познавательные процессы младших школьников при проведении природоведческих исследований.
2. Ознакомится с организацией, содержанием и методикой проведения природоведческих исследований в учебной работе.
3. Раскрыть роль природоведческих исследований младших школьников во внеучебной деятельности.
В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы и методических рекомендаций по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.