Логика процесса исследования
Логика процесса исследования
Методический замысел исследования и его основные этапы.
Замысел исследования-- это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле-менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
· цель, задачи, гипотеза исследования;
· критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
· определяется последовательность примене-ния этих методов, порядок управления ходом экс-перимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этапработы включает в себя:
-- выбор проблемы и темы;
-- определение объекта и предмета, целей и задач;
-- разработку гипотезы исследования.
Второй этапработы содержит:
-- выбор методов и разработку методики ис-следования;
-- проверку гипотезы;
-- непосредственно исследование;
-- формулирование предварительных выво-дов, их апробирование и уточнение;
-- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап(заключительный) строится на ос-нове внедрения полученных результатов в прак-тику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности ис-следования и своих возможностей. Чем характе-рен каждый этап работы?
Первый этапсостоит из выбора области сфе-ры исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, но-визной, перспективностью и т. д.), так и субъек-тивными -- опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностя-ми, складом ума и т. д.
Проблема исследованияпринимается как кате-гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема--в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект --это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследованияболее конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основ-ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявле-нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу-ры изучаемого объекта.
Вторая -- с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья -- со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая -- с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Формулировка гипотезы.
Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.
В этих целях: изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих ос-новные результаты исследования.
Гипотезы бывают:
-- описательные (предполагается существование какого-либо явления);
-- объяснительные (вскрывающие причины его);
-- описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования:
-- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
-- в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
-- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
-- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инстру-тивным или дедуктивным.
Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую, или отрицательную гипотезу. При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна нулю).
Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы:
-- адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);
-- правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказы-вается изолированным от общей научной теории);
-- проверяемость.
Второй этаписследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помо-щью возможна техническая реализация различных методов.
В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследова-ния.
Методика--это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Составить программу исследования, методику невозможно:
-- во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, како-вы показатели, критерии его развития;
-- во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.
В ходе исследования составляется программа.
В ней должно быть отражено:
-- какое явление изучается;
-- по каким показателям;
-- какие критерии оценки применяются;
-- какие методы исследования используются;
-- порядок применения тех или иных методов.
Таким образом, методика -- это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.
При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.
Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:
-- теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика;
-- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
-- субординационные и координационные связи и зависимости между ними;
-- совокупность применяемых методов, их субординация и координация;
-- порядок применения методов и методологических приемов;
-- последовательность и техника обобщения результатов исследования;
-- состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.
Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования.
Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.
Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.
Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:
-- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;
-- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.
При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:
-- своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала де-лаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;
-- непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.
Академик И. П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:
-- научную последовательность;
-- прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний;
-- сдержанность, терпение;
-- готовность и умение делать черновую работу;
-- умение терпеливо накапливать факты;
-- научную скромность;
-- готовность отдать науке всю жизнь.
Академик К. И. Скрябин отмечал особую зна-чимость в научном творчестве любви к науке, из-бранной специальности.
Третий этап-- внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Литературное оформление материалов исследования-- трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.
Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно -- главное, к чему сле-дует стремиться исследователю в процессе лите-ратурного оформления материалов.
Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с дора-боткой тех или иных положений, уточнением ло-гики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личнос-ти исследователя, его литературных способнос-тей и умения оформлять свои мысли.
В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:
-- название и содержание глав, а также пара-графов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов -- главу в целом;
-- первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргу-ментации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;
-- проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);
-- не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несуще-ственными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
-- избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией за-трудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
-- изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;
-- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объ-ективно оценить свой вклад в науку;
-- перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.
Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраиваются следующим образом.
Заключение
Придерживаясь данных рекомендаций, науч-ный работник получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации ис-следовательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из пред-шествующих логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный резуль-тат, который в этом случае будет иметь больше шансов, отличаться полнотой, доказательностью и прикладными качествами.
Список используемой литературы
Логика процесса исследования