Основные психологические школы в зарубежной детской психологии хх века

Ребенок - предмет Ребёнок-взрослый Ребенок - общество
Нормативный подход А.Геззел (1880-1961) Л.Термен (1877-1956)
Теория трёх ступеней К.Бюллер (1879-1963)
Теория рекапитуляции Ст. Холл (1844-1924)
Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже (1896-1980)
Теория конвергенции двух факторов В.Штерн (1874-1938)
Бихевиоризм Дж.Уотсон (1878-1958) Э.Торндайк (1874-1949)
Структурная психология К.Коффка (1886-1941)

Детский анализ Английская школа М.Клейн (1882-1960)
Детский анализ Венская школа А.Фрейд (1895-1982)
Теория психоанализа З.Фрейд (1856-1939)
Сравнительная генетическая психология А.Валлон (1879-1962)

Нормативные исследования психического развития
Французская школа генетической психологии
Этнопсихологические исследования детства М.Мид и др.
Женевская школа генетической психологии
Историческая психология детства Ф.Ариес
Теория социального научения
Эпигенетическая теория личности Э.Эриксон (1902-1994)


4 ГРУППЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

(Б.Г. Ананьев)

1 группа организационные методы сравнительный метод сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д. лонгитюдный метод многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени комплексный метод в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности   2 группа эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение экспериментальные методы психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) анализ продуктов деятельности биографические методы  
3 группа методы обработки данных   количественный метод статистический   качественный метод дифференциация материала по группам, анализ   4 группа интерпретационные методы   генетический метод анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.   структурный метод устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности  

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СПОСОБОВ НАБЛЮДЕНИЯ(Л.А.Карпенко)

Способы наблюдения

Критерии

Непосредственные (контактные)
Опосредованные (косвенные)

По контакту

Полевые (естественные)
Лабораторные (экспериментальные)

По условиям

деятельности

Не включенные  
Включенные

По характеру

взаимодействия

с объектом

Открытые
Скрытые (инкогнито)

Целенаправленные
Случайные

По целям

Выборочные
Сплошные (по времени)

По упорядоченности

деятельности

Произвольные  
Структурированные  

Констатирующие  
Оценивающие  
По фиксации

результатов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ

Житейское Научное Лабораторный Естественный

Включенное Невключенное Констатирующий Формирующий

  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  
Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях или процессах, полученных от различных людей Анализ продуктов деятельности опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам, в которых воплощаются творческие силы и способности людей Биографический метод Опросы     письменный устный интервью анкетирование беседа личный контакт с испытуемым
Тестирование   ПрогнозирующееДиагностирующее проективное выявляющее что-либо Психокоррекционное предполагающее некие изменения Близнецовый метод   Социометрия Дж. Морено   Моделирование   Ситуаций Психических процессов Метод срезов Экспериментально- генетический продольныхпоперечных лонгитюдный сравнение с другими Метод синдромного анализа экспериментально-патологический (А.Р.Лурия)


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(отечественные психологи)

Кризисы психического развития Стабильный период Годы ВВД ССР Группа деятельности (Д.Б.Эльконин) Психические новообразования
  внутриутробное развитие          
кризис новорож-денности Младенчество 0-1 г. Непосредственно- эмоциональное общение Зависимость от близкого взрослого; РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЙ как единое целое «ребёнок – общественный взрослый» Потребность в общении, познании окружающего; элементарные формы восприятия и мышления; прямохождение; первые слова
кризис 1 года Ранний возраст 1-3 г. Предметно -манипулятивная деятельность Усвоение способов деятельности с предмета-ми (Реб. – Предм.–Взр.) «ребёнок – общественный предмет» "Внешнее Я сам" по Л.С.Выготскому; речь и наглядно-действенное мышление
кризис 3 лет («Я сам») Дошкольный возраст 3-6/7 лет Ролевая игра Освоение социальных норм и ролевых взаимоотношений между людьми «ребёнок – общественный взрослый» Развитие самосознания; произвольность поведения; соподчинение мотивов; потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
кризис 7 лет (кризис первых месяцев обучения в школе) Младший школьный возраст 6/7-10/11 лет Учебная деятельность Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности «ребёнок – общественный предмет» Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта; внутренний план действий; рефлексия
кризис 12 лет (кризис полового созревания) Средний школьный возраст, подросток 10/11- 14/15 лет Интимно -личностное общение со сверстниками Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости «ребёнок – общественный взрослый» Две особые формы самосознания: 1) чувство "взрослости" (младшие подростки); 2)«Я-концепция» (старшие подростки)
  Юность (стар-ший школьник – ранняя; студенчество – поздняя) 14/15- 16/17; 17-21/25 лет Учебно - профессиональная деятельность Центр ССР – выбор профессии. Освоение профессиональных знаний, умений «ребёнок – общественный предмет» Профессиональное (кем быть?) и личностное (каким быть?) самоопределение; завершение развития самосознания, мировоззрения



Наши рекомендации