Психологические особенности общения в подростковом возрасте.

Возраст от 11 до 16 лет – подростковый. Его называют переходным, так как именно в это время происходит переход от детства к взрослости. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам). При этом не утрачивается ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, острый сексуальный интерес. Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Общение в подростковом возрасте. Общение для подростка представляет большую ценность. Отношения подростка со сверстниками сложнее, чем в младшем возрасте. Усиливается близость отношений, общение выходит за пределы учебы, школы. Возникают личные отношения. Ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности в кругу сверстников, желание быть ими принятым, признанным, уважаемым.

Проявляется интерес к противоположному полу, к особенностям внешности, желание нравиться. Товарищеские отношения становятся основой развития дружбы, романтических отношений. Требования к дружбе выражают взаимную откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость, сопереживание и умение хранить тайну. Подростки ревностно относятся к симпатиям друг друга, старательно охраняют дружбу. Отношения, основанные на неравенстве, подростки не считают настоящей дружбой. Идеал дружбы – всегда все вместе, все пополам.

Основные новообразования – это начало активного развития самосознания; резкое увеличение потребности в самоуважении и признании со стороны сверстников, коллектива, взрослых; обостренная чувствительность к оценке окружающих; потребность в дружбе, общении, образце для подражания, в идеале.

Общение со сверстниками.

Психологические функции общения:

- информационная – формирует осведомленность по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят;

- эмоциональная – формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, понимания друг друга, эмпатию, эмоциональную устойчивость;

- социальная – формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Группы общения:

- школьные коллективы;

- внешкольные коллективы;

- стихийные группы и компании.

Виды стихийных групп.

Просоциальные – развивают положительные социально-нравственные качества.

Асоциальные – межличностные контакты эмоционально значимы, но поверхностны по содержанию.

Антисоциальные – развлечения, общение, деятельность, направленные против других людей или социальных групп.

22. Основные психологические новообразования в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования:

Формирование «Мы» - концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это скорее поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только их связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия ограничены.

Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1). Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, т.к. ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. 2). Новое отношение к учебе. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. 3). Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). 4). Внешний вид и манера одеваться.

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческими и эмоциональными.

Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи, тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

Наши рекомендации