Понятие о мышлении. Учет закономерностей мышления при организации учебной деятельности школьников.

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности. Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом. Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания. Отражение на уровне мышления носит обобщенный характер.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой – создается возможность прогнозировать будущее.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Виды мышления:- Практически-действенное мышление – способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. (первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом).

- Наглядно-образное мышление - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практического действия с ними. Значение этого вида мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

- Словесно-логическое мышление – здесь задача решается в словесной (вербальной форме). Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, стоимость, прибыль; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В процессе обучения перед учителем постоянно стоит задача всемерного развития словесно-логического мышления, т.к. только в этом случае учащиеся смогут овладеть понятиями, особенно их системами, понять закономерности той или иной науки.

Формы мышления:

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, т.к. представляют обобщенное отражение действительности. Понятия существуют в виде значения слова.

Представления – это образ конкретного предмета. Представления об одних и тех же предметах у разных людей могут различаться (в представлении одного дерево- это береза, а другого – яблоня).

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные, единичные. Суждения раскрывают содержание понятий. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения – это посылки, а вывод – заключение.

Наши рекомендации