Классификация методов психологического исследования.
Понятие о внимании. Учет закономерностей внимания при организации учебной деятельности школьников.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Внимание – сосредоточие сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.
Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно. Организуя его, учитель прежде всего должен указать, на чем в данный момент нужно сосредоточиться школьникам и умело переключить внимание с одного предмета на другой.
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание (излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию речи и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала). Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, а так же начало и прекращение действия раздражителя (приостановить рассказ, сделать паузу). Все это ненадолго превращает раздражитель в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.
Общепсихологические принципы построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание (активное, волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальных классах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Чем младше школьники, тем чаще должны происходить смены видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности – это фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.
Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение: - сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие (конспектирование научной книги); - облегчает поддержание произвольного внимания особенности обстановки рабочего места (в помещении не должно быть отвлекающих раздражителей); - психическое состояние человека (утомленному человеку трудно сосредоточиться).
Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса.
Все три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
Педагогические способности.
Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям педагогической деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным – те от которых зависит успех именно педагогической деятельности.
Специальные (касаются обучения, учения и научения).
- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
- способность по-разному излагать один и тот же учебный материал, чтобы обеспечить его усвоение всеми учащимися;
- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся;
- способность правильно строить урок, совершенствуя свое пед мастерство от занятия к занятию;
- способность передавать свой опыт другим учителям;
- способность к самообучению;
- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности.
Специальные (способности к воспитанию):
- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сопереживать ему;
- быть примером и образцом в мыслях, чувствах, поступках;
- вызывать у ребенка благородные чувства, желание становиться лучше, делать людям добро;
- приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальностям ребенка;
- находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения;
- вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Педагогические способности (В.А.Крутецкий)
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное- простым, непонятное, неясное – понятным.
2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире, глубже, следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом.
3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимы.
5. Организаторские способности: а) способности организовать ученический коллектив, сплотить его;
б) способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности (одновременно следить за содержанием и формой изложения материала, держать в поле внимания всех учащихся, следить за собственным поведением – позой, мимикой, походкой).
Классификация методов психологического исследования.
Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;
3. цель и продолжительность исследований;
4. на основании особенностей самого объекта изучения (в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве) – сам человек, - продукт деятельности человека, - характеристики, оценки, показатели человеческой деятельности.
Применительно к изучению человека целесообразно использовать методы наблюдения, беседы и тестирования, методы социометрические и референтометрические (в группе), метод анализа продуктов деятельности.
Б.Г.Ананьев выделил 4 группы методов исследования:
- организационные: Сравнительный – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различие между ними. Лонгитюдный -многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени. Комплексный – реализация исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук.
- эмпирические (наблюдение, самонаблюдение, тесты, анкеты, интервью),
- обработка данных, куда входят методы количественного и качественного анализа,
- интерпретационные методы. Генетический – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментав становления психических процессов. Структурный – устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Эмпирические методы исследования в психологии.
Метод наблюдения – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации; изучение целостного объекта в его естественном функционировании. Требования к организации и проведению научного наблюдения: *составление плана наблюдения, *фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения),*формулировка выводов. Недостатки метода: пассивная роль исследователя, низкая оперативность, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.
Эксперимент. Лабораторный – в специальных условиях. Положительные черты: оперативность, повторяемость, высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры. Недостатки – испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность психических процессов. Получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.
Естественный эксперимент - по принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя, который незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности.
Формирующий эксперимент – в его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Методы опроса:Анкетирование. Требование к составлению вопросов анкет – однозначность их понимания. Вопросы в анкетах бывают открытые и закрытые.
Беседа – применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами (наблюдением). Требование к беседе – непринужденность, нельзя превращать беседу в допрос.
Интервью – относится к методам опроса. Задача – получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы.Метод тестов. Тест - кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства отдельных психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тест – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцепривных способностей, двигательных функций, личностных особенностей и т.д.
2. Закономерности восприятия и их учет в процессе обучения.
Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; завершается формированием образа. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Виды восприятия: - зрительное восприятие (рассматривание картины, выставки), - слуховое восприятие (слушание рассказа, концерта), - осязательное восприятие (отражение предмета путем ощупывания). Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно учении видит учителя, следит за его работой на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и других анализаторов.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуется несколько различных анализаторов (во время демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие, разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятий).
Восприятия различают по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта: восприятие пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятие человека человеком.
Свойства восприятия:
*Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
*Константность – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.
*Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений.
*Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
*Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Учет закономерностей восприятия при организации учебной деятельности.
У учащихся 1-2 классов в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Они воспринимают окружающее большей частью на основе охватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно, ребенок быстро переключается на другое. Надо учить детей при рассматривании наглядных пособий осматривать их в определенном порядке, определять последовательность, учить отделять главное. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьника мешает правильному восприятию.
Развитие наблюдения у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности.