Тест как м-д психодиагн-ки. Класс-ия т-в.
Тест как м-д психодиагн-ки. Класс-ия т-в.
Тесты— это стандартизирован-е краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназнач-е для установления кол-ых (и кач-ых) индивидуально-психолог-их различий.
Формы психолог-го тест-ия
По форме : индивид-ые и групп-ые; устн. и письмен.; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
По содержанию: тесты интеллекта, тесты спос-ей, тесты достижений и тесты л-ти.
Тесты интеллекта:исследования и измер-я уровня интеллект-го разв-я ч-ка. Они явл. наиб. распространен-ми психодиагн-ми приемами.
Тесты сп-тей: тип методик, предназн. для оценки возм-ей индивида в овладении ЗУН, необх-ми для одной или неск-их деят-ей.
Тесты достижений(т-ты объект-го контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназн-ны для оценки степени продвинутости спос-ей, ЗУН после прохождения ч-ом обуч-я, професс-ой и др.подготовки.
Тесты л-ти. Это психодиагн-ие приемы, направл. на оценку эмоционально-волевых компонентов псих-ой деят-ти — мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также сп-ей повед-я индивида в определ-ых ситуациях. Т.О, тесты л-ти диагностируют неинтеллектуальные проявления.
Критериально-ориентированные тесты (КОТ)
КОТ отличаются: в традиционных оценка осущ-ся путем соотнесения индивид-ых рез-ов с групповыми, а в КОТ - оценка осущ-ся путем соотн-я индивид-ых рез-ов с некот-м. критерием. В кач-ве такого критерия выступает уровень владения ЗУН.
Понятие о группах и кол-ах. Психол-ие отличия кол-ва от др. групп.
Коллектив- это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества. Группа– любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от остальных групп.
Понятие о вн-ии и его физиол-х основах. Виды и св-ва вн-ия.
Вн-ие — это направл-ть и сосредоточен-ть созн-я на к-л предмете, явл-ии, действии. Гл. особен-ть вн-ия - оно не сущ-ет вне к-л действия, само по себе. Лишь выполняя умствен-е или двигат-ые действия, ч-к вкл-ет мех-мы внимания. В пс-ии выделяют 3 вида вн-ия: непроизв-ое произв-е и послепр-ое. Непроизв-ое вн-ие связано с возд-ем на органы чувств разл-го рода раздражителей. Легкость возникнов-я реакции на раздраж-ль зависит от его силы, новизны и контрастности. > сильные раздраж-ли привлекают > вн-ие, <сильные—меньшее. Произв-ое вн-ие всегда возн-ет в рез-те волевых усилий ч-ка либо для орг-ции направленного сосредот-ния на к-л О, или для изм-я интенсивности вн-ия. Послепроизв-ое вн-ие возн-ет в тех случаях, когда происх-ее не сразу заинтерес-ло ч-ка. Если вначале ч-к исп-ал значит-ые волевые усилия, чтобы сосредоточить созн-е на выполн-и этой деят-ти, то, когда появился интерес, уже не требуется дополн-ых волевых усилий для дальн-го поддерж-ия вн-ия. Вн-ие удерживается непроизв-но. Вн-ие, напр-ое на внеш-е раздраж-ли, наз-ют внешним, а на внутр-ие раздраж-ли, — внутр-им. Св-ва вн-ия: Концентр-я— удержан. Вн-ия на к-л О. V- ч-к м. одновр-но ясно и отчетливо осознавать неск-ко однор-ых предметов. Устойч-ть в противопол-ть ей лабильность —хар-ся длит-ю, в теч-е кот. сохр-ся на одном уровне концентр-ия вн-ия. Переключаемость- созн-ое и осмысл-ое, преднамер-ое и целенапр-ое, обусловл-ое постановкой новой цели, изм-ие напр-ия созн-ия с одного предмета на др.. Распределение-спос-ть выдерж-ть в центре вн-ия несколько разнородных О.
П-е о вообр-и и его физиол-е основы. Формы и виды.
Вообр-е— пс-ий пр-с, закл-ся в созд-и нов. образов (представлений) путем перераб-ки материала воспр-ий и представл-й, полученн. в предшествующем опыте.
Типы темперамента
Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик Чел-к легко ранимый, склонный к постоянному переживанию разл-ых событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоц-но раним.
Факторы дезадаптации
К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:
* негуманный характер общения в школе;
* особенности индивидуального стиля учителя;
*личностные кач-ва педагогов и администрации уч-го заведения;
* негативные установки педагогов по отношению к учащимся;
* особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах;
* низкий методический уровень преподавания;
* низкий уровень общей культуры педагогов и т. д.
Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие др. причин. Можно выделить => формы проявления школьной дезадаптации у детей:
* ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;
* изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;
* потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;
* возрастание конфликтов с окружающими;
* учебная неуспеваемость детей.
Причины ее различны:
* невыполнение школьником учебных обязанностей;
* увеличение количества нарушений дисциплины.
Зрелость.
Возрастные границы молодости (ранней взрослости) располагаются на отрезке от 18-20 до 40 лет.
Молодость – это период онтогенеза, являющийся переходом от юности к зрелости.
Жизнь молодого человека складывается из нескольких сфер его активности:
а) профессиональная сфера (труд);
б) семья (межличностные отношения);
Изменения, происходящие в период ранней взрослости, очень слабо обусловлены возрастными изменениями в организме и определяются личными, социальными и культурными событиями жизни.
Ими являются такиесобытия как брак, рождение детей, выбор профессионального пути.
Период ранней взрослости называют “периодом начинаний”. Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности, реализации планов на будущее.
После 30 лет на смену идеальным, романтическим ценностям трудовой деятельности приходят более практичные – заработная плата и социальное положение.
Вторая проблема, решаемая молодыми людьми, проблема создания семьи.
В 40-60 лет существенно изменяется жизненная ситуация, в которой развивается человек: накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, выросли дети, приобрели новое качество и стабилизировались супружеские отношения, состарились родители, которым требуется помощь, происходят физиологические изменения организма (ухудшение зрения и слуха, замедление реакций), многих начинают беспокоить проблемы здоровья.
Все эти изменения заставляют человека переосмыслить собственную жизнь, оценить пройденный этап, задуматься над приближением собственной смерти, представить оставшиеся возможности самореализации.
В 40-42 года происходит некий “взрыв”, у человека появляется ощущение бессмысленности прожитой жизни, появляются первые признаки утраты молодости и проблемы со здоровьем, изменяется сексуальная жизнь. В 43-50 лет наступает период нового равновесия, раскрываются возможности этого возраста, его преимущества, усиливаются привязанности к семье, обнаруживаются новые перспективы профессиональной деятельности.
С возрастом ослабевает способность к концентрации внимания, суживается его объем, внимание становится ригидным и быстро истощаемым. Снижаются основные стороны памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации, причем в старости это касается главным образом последних событий, факты же из прошлого вспоминаются лучше. Инволюционные изменения собственно интеллектуальной деятельности начинаются довольно рано, но они медленно и неодновременно прогрессируют, не приводя к грубым нарушениям.
Конфликт «ученик — ученик»
> часть К среди учеников возн-ет из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межл-ые К м. возникать м-ду устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. К-ые ситуации м. возникать при взаимод-и лидеров микрогрупп, кажд. из кот. м. претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры м. втягивать в К-ы своих сторонников, расширяя масштабы межл-го конфликта. Случайные межличностные конфликты встречаются м-ду девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.
Конфликт «ученик — учитель»
Межлые К между учениками и учителями возн-ют в ст. кл-ах. В мла. Кл. учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межл-ых К-в не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», кот. способст-ет созд-ю К-ых ситуаций с преподавателем.
К. м-ду учителем и учениками м. возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некот. учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выраж-ся в заниженных требованиях для установления благопр-ых отн-ий с учениками, др. — в завышенных треб-ях с целью подготовки учеников для поступления в институт.Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Тест как м-д психодиагн-ки. Класс-ия т-в.
Тесты— это стандартизирован-е краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназнач-е для установления кол-ых (и кач-ых) индивидуально-психолог-их различий.
Формы психолог-го тест-ия
По форме : индивид-ые и групп-ые; устн. и письмен.; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
По содержанию: тесты интеллекта, тесты спос-ей, тесты достижений и тесты л-ти.
Тесты интеллекта:исследования и измер-я уровня интеллект-го разв-я ч-ка. Они явл. наиб. распространен-ми психодиагн-ми приемами.
Тесты сп-тей: тип методик, предназн. для оценки возм-ей индивида в овладении ЗУН, необх-ми для одной или неск-их деят-ей.
Тесты достижений(т-ты объект-го контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназн-ны для оценки степени продвинутости спос-ей, ЗУН после прохождения ч-ом обуч-я, професс-ой и др.подготовки.
Тесты л-ти. Это психодиагн-ие приемы, направл. на оценку эмоционально-волевых компонентов псих-ой деят-ти — мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также сп-ей повед-я индивида в определ-ых ситуациях. Т.О, тесты л-ти диагностируют неинтеллектуальные проявления.