Особенности анат-о-физ-го и псих-го разв-я ст. шк-ов.
Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. В старших классах школы, меняются восприятие, внимание и воображение детей. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Учение-ведущая деят-ть старшеклассника; получение ср. обр-ия в современных условиях является жизненной потребностьюкаждого молодого человека. Учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Важнейшим фактором развития личности в старшем подростковом возрасте является стремление старшеклассника строить жизненные планы. В старшем подростковом возрасте чувство непрерывности своего «Я», преемственности во времени подвергается испытанию.
Для старших подростков характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников, что приобретает самые разнообразные формы. Это могут быть чисто внешние формы поведения — какие-то особенности манер, тона речи, выбираемых выражений, способа обращения, особенности одежды, прически и т. д. И это могут быть стремления выделить себя в каких-то свойствах характера, чертах умонастроения, излюбленных пристрастий, отношения к окружающим. В старшем подростковом возрасте получают интенсивное развитие самые разные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования, сочувствие несчастью другого, его горю, душевный подъем от хорошего поступка, радость от встречи с произведением искусства, волнение, грусть, юноша переживает радость первой любви, под влиянием которой он становится еще лучше и человечнее.
Особое место в развитии чувств старших подростков занимает переживание 1-ой любви. Ожидание любви, неосознаваемая гот-ть к переживанию влюбленности явл-ся той почвой, к-я рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.
Психологические особенности зрелой личности.
Зрелость.
Возрастные границы молодости (ранней взрослости) располагаются на отрезке от 18-20 до 40 лет.
Молодость – это период онтогенеза, являющийся переходом от юности к зрелости.
Жизнь молодого человека складывается из нескольких сфер его активности:
а) профессиональная сфера (труд);
б) семья (межличностные отношения);
Изменения, происходящие в период ранней взрослости, очень слабо обусловлены возрастными изменениями в организме и определяются личными, социальными и культурными событиями жизни.
Ими являются такиесобытия как брак, рождение детей, выбор профессионального пути.
Период ранней взрослости называют “периодом начинаний”. Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности, реализации планов на будущее.
После 30 лет на смену идеальным, романтическим ценностям трудовой деятельности приходят более практичные – заработная плата и социальное положение.
Вторая проблема, решаемая молодыми людьми, проблема создания семьи.
В 40-60 лет существенно изменяется жизненная ситуация, в которой развивается человек: накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, выросли дети, приобрели новое качество и стабилизировались супружеские отношения, состарились родители, которым требуется помощь, происходят физиологические изменения организма (ухудшение зрения и слуха, замедление реакций), многих начинают беспокоить проблемы здоровья.
Все эти изменения заставляют человека переосмыслить собственную жизнь, оценить пройденный этап, задуматься над приближением собственной смерти, представить оставшиеся возможности самореализации.
В 40-42 года происходит некий “взрыв”, у человека появляется ощущение бессмысленности прожитой жизни, появляются первые признаки утраты молодости и проблемы со здоровьем, изменяется сексуальная жизнь. В 43-50 лет наступает период нового равновесия, раскрываются возможности этого возраста, его преимущества, усиливаются привязанности к семье, обнаруживаются новые перспективы профессиональной деятельности.
С возрастом ослабевает способность к концентрации внимания, суживается его объем, внимание становится ригидным и быстро истощаемым. Снижаются основные стороны памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации, причем в старости это касается главным образом последних событий, факты же из прошлого вспоминаются лучше. Инволюционные изменения собственно интеллектуальной деятельности начинаются довольно рано, но они медленно и неодновременно прогрессируют, не приводя к грубым нарушениям.