Понятие об мышлении, его физиологические основы. Виды. Операции и формы. Мышление и речь.
Мышление— это процесс познавательной деятельности, отличиться обобщенным и опосредованным отражением действительности. С помощью мнения ч-к сп-н познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с пом-ю мысл-ых операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации и классификации).
- Анализ — раздел-ие предмета/явления на составл-е комп-ты.может быть мысленный и ручной.
- Синтез — объед-ие раздел-ых ан-ом с выявл-ем при этом сущ-ых связей.
- Сравнение —процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор
- Классиф-ия — груп-ка предм-в по призн-м.
- Обобщение — объед-ие предм-ов по общим существ-ым призн-ам.
- Конкретизация — выд-е частного из общего.
· Абстрагирование —Отвлечение в процессе познания от несущественных свойств.Беспристрасная оценка ситуации к примеру.
В процессе психологического и интеллект-го разв-я кажд. ч-к проходит определ-е стадии. Выд-ют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Если мыслительные операции осущ-ся путем манипулирования с предм-ми — это наглядно-действенный вид мышления, с кот. нач-ся развитие интеллекта человекаа еще в младенческом возрасте.
Нагл.-образное м-ие, опирающееся на перв-ые и втор-ые образы, исп-ся чел-м в тех случаях, когда словесно описываемое предст-ся наглядно или когда умственную задачу следует решать с пом-ю схем или рисунков.
Для словесно-логического мышления хар-но оперировать абстрактными пон-и, закодиров-ми в словесной форме.
Понятие,суждение,умозаключение- основные формы мышления. Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.
Умозаключение -такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Суждение- определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Понятие- форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
Мышление неразрывно связано с речью.. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.
Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.
Речь – процесс общения людей посредством языка.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.
Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
Мышление проходит 2 стадии:
1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.
Эгоцентризм обусловлен:
нечувствительностью к противоречиям;
синкретизм (стремление связывать все со всем);
переход от частного к частному минуя общее;
отсутствие представлений о сохранении вещества.
2. Понятийное мышление.
Выготский, 5 этапов формирования понятий:
2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).
4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.
7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.
11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.
Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.