Понятие об общении. Виды общения.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершённые формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей; в общении происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Виды общения:

1. По содержанию может быть представлено как

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями),

кондиционное (обмен псих-ми или физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общ-иS, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обменивается ее продуктами, кот. служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общениилюди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Мотивационное общениеимеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или гот-сти к действиям в определённом направлении.

Биологическое— это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общениепреследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько может выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

2. По ср-ам общение может быть непосредств-ым и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредств-е общ-еосуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общ-есвязано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией(природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.) культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общ-епредполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,

Косвенное общениеосуществляется через посредников, которых может выступать др. люди (переговоры между конфликтующими сторонами на межгосуд-ом, межнацион-ом, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общ-иевключено как частный момент в к-л совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди. Личностное общ-ие, напротив, сосредоточено в основном вокруг психических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, разрешение к.-л. внутреннего конфликта и т.п. Инструментальнымможет назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое— это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важными видами общения у людей является вербальное и невербальное. Неверб-ое общ-ене предполагает исполнение звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Неверб-ое —общ-е при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты(тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения и образы) Верб-ое общ-ие присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.


Наши рекомендации