Занятие №4. Сложные суждения

(2 часа)

1. Образование сложных суждений. Понятие о логическом союзе.

2. Отношения между сложными суждениями. Таблицы истинности.

3. Суждение и вопрос. Логика вопросов и ответов.

4. Формализация законов логики высказываний.

Контрольные вопросы

1. Какие суждения называются сложными?

2. Как они образуются?

3. Что означают логические связки? Связаны ли они с союзами естественного языка?

4. Какие логические союзы используются в логике?

5. Сколько союзов может быть в сложном суждении?

6. Как строится таблица истинности и чему она служит?

7. Какие бывают вопросы с точки зрения логики? Чем отличается корректный вопрос от некорректного?

8. Какую роль играют вопросы в мышлении человека?

9. Как правильно отвечать на вопросы?

10. Всегда ли вопрос выражен вопросительным предложением?

11. Какой вопрос называется риторическим?

12. Что такое софистический вопрос?

13. Как связаны вопрос и форма мысли?

Упражнения

1. Определите вид следующих сложных суждений и их истинность при помощи таблиц истинности:

1.1. Была без радостей любовь, разлука будет без печали.

1.2. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

1.3. Кто не работает, тот не ест.

1.4. Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.

1.5. Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде.

1.6. Он сейчас находится в Минске или Петербурге.

1.7. Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума.

1.8. Ева – кость от кости и плоть от плоти Адама.

1.9. Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано.

1.10. Кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали.

1.11. Если данная геометрическая фигура – треугольник, то сумма ее внутренних углов равна 180º.

1.12. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

1.13. Любой человек знает стихотворение или хотя бы имя А. С. Пушкина.

1.14. Кто сеет ветер, пожнет бурю.

1.15. Неправда, что он готовился к зачету и может его сдавать.

1.16. Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.

1.17. К рассмотрению темы «суждение» нельзя приступать, если не разобрался с темой «понятие».

1.18. Тамара – моя лучшая подруга и редкой души человек.

1.19. Саша и Савва – победители авторалли.

1.20. Студент сдаст зачет по логике только в том случае, если хорошо владеет необходимым материалом.

2. Определите логическое значение р, если:

2.1. р & q – ложно, а q – истинно;

2.2. р v q – истинно, а q – ложно;

2.3. р v q – ложно, а q – истинно;

2.4. р → q – истинно и q – истинно;

2.5. р ≡ q – истинно, а q – ложно;

2.6. р & q – истинно, а q – истинно.

3. Постройте таблицы истинности для следующих выражений:

3.1. ù (p → (p v q));

3.2. ù p & ù q;

3.3. (p & q) → p;

3.4. ù p v q;

3.5. ù (p ∧ ùq);

3.6. p v ùp.

4. Проверьте, являются ли данные формулы законами логики:

4.1. ((p®q)∧ùq)®ùp;

4.2. ((ùp®ùq)∧q)®p;

4.3. ((p v q)∧p)®ùq;

4.4. ((p v q)∧p)®q;

4.5. ((p v q)∧ùq)®p;

4.6. ((ùp®q)∧p)®q.

5. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

5.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

5.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

5.3. В каком городе родился А. С. Пушкин?

5.4. Он сел на лошадь с поломанной ногой?

5.6. Может ли православный жениться на сестре своей вдовы?

5.6. И какой же русский не любит быстрой езды?

5.7. Как зовут космонавта, побывавшего на Марсе?

5.8. Кто автор романа «Айвенго»?

5.9. Почему карлики не едят рыбу?

5.10. Сколько крыльев у кентавра?

5.11. Какие четные числа делятся на 2?

6. На какие правила логики вопросов и ответов указывают следующие примеры:

6.1. Блуждал его взор, был вид его дик,

И дыбом стояли волосы,

Когда он спросил: «А много ль гвоздик

Растет на Северном полюсе»?

Число гвоздик ты хочешь знать,

Растущих на морозе?

Изволь: оно равно числу

Бананов на березе (Л. Кэрролл).

6.2. И. Кант полагал, что умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для спрашивающего он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето.

Литература

Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. III., разд. 3.2, 3.3.

Белнай, Н. Логика вопросов и ответов / Н. Белнай, Т. Стил. – М., 1982.

Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. III. § 3.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991.

Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл. V. § 1, 2.

Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. III. § 1, 2, 4, 6.

Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991. – Гл. II.

Сборник упражнений по логике / под ред. А. С. Клевчени и В. И. Бартона. – Минск, 1990. – Гл. III. § 18, 22, 23.

Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. – Гл. II. § 22.

Наши рекомендации