Психология как наука. Предмет и объект психологии.

Психология как наука. Предмет и объект психологии.

Психология– наука о душе, сознании, поведении человека. Изучает объективные проявления психики, то есть направлена на личность.

Предмет психологии- психика человека, а объектом является человек.

Методы психологии. В чём отличие естественного эксперимента от лабораторного.

Методы психологии:

1) Наблюдение(внешние, внутренние, свободная, включенная)

2) Опрос(устный, письменный, свободный)

3) Тесты(тест- опросник, тест- задачник, рисуночный)

4) Эксперименты(естественный, лабораторный)

5) Моделирование(математическая, техническая, логическая)

Отличие естественного эксперимента от лабораторного:

Лабораторный- характерен применением специального лабораторного оборудования, фиксирующего количество и качество внешних воздействий и психических реакций

Естественный- характерен проведением в обычных условиях( в игре, в процессе обучения и др.)

В чём разница между научной и житейской психологией.

Основное отличие житейской и научной психологии- в качестве и характере знания.

1) Научные психологические знания- продуманы, обобщены рациональны, обоснованы

(экспериментальными, профессиональными наблюдениями и др.)

2) Житейскиепсихологические знания носят интуитивный характер, приурочены к конкретным ситуациям, задачам.

Этапы развития психологии.

Выделяют 4 этапа развития психологии как науки:

I-ый этап – Психология как наука о душе. Это определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.

II-ой этап – Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой

III-й этап – Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть

IV-й этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Что такое психика. Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека.

Психика- это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Различие интеллектуальных форм поведения высших животных от человека:

Почти всё, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается одним из двух возможных путей:

1) По наследству

2) В процессе стихийного процесса научения

У человека же присутствует ещё и сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.

Также у человека и высших животных существуют различия в восприятии и памяти:

1) У человека познавательные процессы обладают особыми качествами:

• восприятие – предметностью, осмысленностью

•память – произвольность, опосредованность

2) Память животных по сравнению с человеком ограничена

3) Существует различие в мышлении человека и животных на более поздних стадиях развития .

У человека присутствуют нравственные высшие чувства, которых нет у животных.

Строение ЦНС. Основные элементы ЦНС и его функции.

К ЦНС относят головной и спиной мозг.

І. Спиной мозг располагается в позвоночном канале. Имеет вид трубки, отходит от головного мозга с центральным началом, заполняется спинномозговой жидкостью. Состоит из белого(снаружи) и серого(внутри) вещества.

Функции, выполняемые спинным мозгом:

1) Рефлекторная

2) Проводящая

ІІ. Головной мозг состоит из заднего, среднего и переднего мозга. От него отходят черепно-мозговые нервы.

Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Средний мозг играет важнейшую роль в регуляции мышления тонуса, в осуществлении устойчивых рефлексов, обеспечивает стояние и ходьбу.

Промежуточный мозг содержит:

1) Таламус (участвует в образовании условных рефлексов)

2) Гипоталамус (регулятор обмена веществ, температуры, гомеостаза и др.)

Познавательные процессы. Ощущения.

Познавательные процессы:

1) Ощущение

2) Восприятие

3) Память

4) Мышление

5) Воображение

Ощущения- процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира

Строение анализатора.

Строение анализатора:

1) Рецепторная- нервные окончания располагаются в органах чувств

2) Проводящие пути- передаётся от рецептора к центру

3) Центральная часть- участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя

Абсолютный порог ощущений.

Абсолютный порог ощущений-это вид порога, минимальная величина раздражителя, способного вызвать ощущение.

Абсолютный порог ощущений характеризует чувствительность сенсорной системы и выражается величиной раздражителя, превышение которого даёт ответную реакцию организма.

Взаимодействие ощущений.

Взаимодействие ощущений- это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: понижении и повышении чувствительности.

Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Развитие ощущений.

Развитие ощущений в процессе жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения. Ощущение развивается с помощью тренировок.

Свойства восприятий.

Свойства восприятий:

1) Целостность

2) Константность

3) Структурность

4) Осмысленность

5) Избирательность

Виды внимания.

Виды внимания:

1) Непроизвольное внимание- вызвано действием сильного внешнего раздражителя.

2) Произвольное внимание- требует волевых усилий, через 20 мин утомляет.

3) Послепроизвольное внимание- вызывается через вхождение в деятельность, является самым эффективным и длительным.

Память.

Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта

Свойства памяти.

Свойства памяти:

1) Объём

2) Точность

3) Воспроизведение

4) Скорость запоминания

5) Длительность

6) Помехоустойчивость.

Ассоциации и их значение.

Ассоциации-связь между явлениями или предметами, закреплённая в памяти человека.

Значение ассоциации в том, чтобы облегчить запоминание с последующим хранением информации и её воспроизведением.

Память.Виды.

Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта

Виды памяти:

1) Двигательная- память на различные движения и их системы

2) Эмоциональная- память на чувство

3) Образная- память на образы

4) Словесно- логическая- память на мысли и речь

Память. Процессы.

Память- сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта

Процессы памяти:

1) Запечатление- может определить кратковременную и долговременную память

2) Непроизвольное

3) Преднамеренное или заучивание

Закон «забывания».

Процесс забывания экспериментально исследовал ученый Г. Эббингауз.

Согласно ему, в течение 1 часа забывается 60% информации, затем происходит замедление и через 6 дней остаётся менее 20% информации. Итог—спустя месяц остается не более пятой части первоначально запомненной информации.

Мышление.

Мышление- обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Мышление. Формы мышления.

Мышление- сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений

Формы мышления:

1) Понятие-отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета.

2) Суждение-отражение связей между предметами и явлениями действительности.

3) Умозаключение-выведение из одного нескольких суждений нового суждения.

Мышление. Виды.

Мышление- сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений

Виды мышления:

1) Наглядно- действенное

2) Наглядно- образное

3) Словесно- логическое

4) Теоретическое или практическое

Виды речи. Функции речи.

Виды речи:

1) Внешняя речь- включает в себя в себя устную и письменную

2) Внутренняя речь

Функции речи:

1) Сигнификативная (обозначения)

2) Обобщения

3) Коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств)

Воображение.

Воображение-это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Виды воображения.

1) По ступени субъектности: произвольное и непроизвольное

2) По отношении к возможному будущему: мечты и фантазии

3) По степени уникальности: репродуктивное и творческое.

Функции эмоций и чувств.

Функции эмоций и чувств:

1) Сигнальная (коммуникативная)

2) Регулятивная

3) Отражательная (оценочная)

4) Побудительная (стимулирующая)

5) Подкрепляющая

6) Переключательная

7) Приспособительная

Понятие Я-образа.

Это система представлений индивида о самом себе, эти представления осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Характер. Черты характера.

Характер- сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека в определённые отношения к окружающей действительности и к самому себе

Черты характера:

1) Отношения к другим людям (общительность и замкнутость, правдивость или живость, тактичность или грубость)

2) Отношение к самому себе

3) Отношение к труду

4) Отношение к вещам.

Как формируется характер.

На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера. В школьные годы продолжается формирование характера ребёнка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.

Общение. Виды.

Общение-сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

Виды общения:

1)Деловое общение

2)Межличностное общение

3)Инструментальное общение

4)Целевое общение

5)Светское общение

6)Примитивное общение

7)Духовное общение

8)Ритуальное общение

9)«Контакт масок»

Стили и средства общения.

Стили общения:

1)Авторитарный стиль

2)Либеральный стиль

3)Демократический

Средства общения:

1)Вербальное средство- осуществляется с помощью слов. К ним относятся человеческая речь. В любом письменном или устном тексте реализуется система языка

2)Невербальное средство- внеязыковые формы и способы передачи информации. К ним относятся жесты, позы тела и мимику лица.

Этапы общения.

Этапы общения:

1)Установление контакта

2)Ориентация в ситуации

3)Обсуждение вопроса, проблемы

4)Принятие решения

5)Выход из контакта

Психология как наука. Предмет и объект психологии.

Психология– наука о душе, сознании, поведении человека. Изучает объективные проявления психики, то есть направлена на личность.

Предмет психологии- психика человека, а объектом является человек.

Наши рекомендации