У детей, страдающих моторной алалией

Проблема памяти занимает важнейшее место в психологической науке. Благодаря памяти становится возможными фиксации и обобщение прошлого опыта, приобретение знаний и умений, формирование личности человека.

В настоящее время вопрос о развитии и совершенствовании процессов памяти приобретает особую актуальность, т.к. увеличение потока информации предполагает качественное изменение и в усвоении знаний. Этим объясняется все более возрастающий интересы следователей к вопросам памяти ребенка.

Вопрос о памяти взрослых и детей с нормальным речевым развитием широко освещен в психологической литературе. Но работ, посвященных анализу особенностей памяти детей с недоразвитием речи, в специальной литературе нет, имеются лишь отдельные наблюдения различных авторов.

Многие исследователи алалии, описывая различные проявления речевого недоразвития при разных формах алалии, указывают на амнестические явления, как сопутствующий признак данного расстройства речи.

Недоразвитие коры головного мозга в различных его отделах влечет за собой нарушения не только речи, но и других сторон психической деятельности ребенка, т.к. психические функции человека выступают в функциональном единстве, где не может быть изолированных проявлений.

Вместе с возникновением собственной речи ребенка возникает восприятие, опосредование словом, формируется новая структура памяти. Основой для владения речи служит «память языка», в которой записана вся сложная структура лингвистического языка. Она содержит не только материальные элементы, но и определенную систему правил их комбинации.

Наше исследование было направлено на выяснение некоторых особенностей памяти детей с алалией в стадии становления речи и определения условий, необходимых для наиболее оптимального протекания их мнестической деятельности. Мы попытались также наметить основные пути развития процессов запоминания, воспроизведения в ходе направленного логопедического воздействия. С этой целью в дополнении к разрозненны наблюдениям за состоянием памяти детей мы провели изучение специально организованной экспериментальной группы, состоящей из 6 учащихся 7 и 8 классов школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Средний возраст детей составлял 14-15 лет. Выбор указанной возрастной группы был обусловлен тем, что мы имели возможность изучить состояние мнестических процессов учащихся уже после длительного педагогического воздействия, а это, в свою очередь, служило тем материалом, который давал основание выделить некоторые особенности памяти, требующие наиболее ранней педагогической работы по их совершенствованию.

Для определения примерного объема образной памяти методом узнавания мы использовали следующую методику. Давалась установка запоминать предъявленный материал для последующего узнавания. Затем мы выкладывали перед испытуемым одну за другой 20 карточек с изображениями различных предметов, давая для экспонирования каждые 3 сек. Каждая новая карточка налагалась на предыдущую, закрывая ее и снимая со зрительного поля испытуемого. После показа последней все предъявленные карточки разбрасывались на столе. В течении последующих 2 минут испытуемым предлагалось отобрать среди 40 изображений знакомые, т.е. ранее предъявленные экспериментатором. Результаты эксперимента показали, что сужение объема зрительной памяти у детей с алалией наиболее ярко проявляется при запоминании большого количества наглядных объектов – уменьшение числа предъявленных раздражителей в той или иной степени улучшает продуктивность запоминания зрительных образов, т.е. предъявление минимума раздражителей предполагает более успешное их запоминание.

Для изучения объема слуховой памяти на слова мы использовали методику А.Р.Лурия «Запоминание 10 слов». Содержание эксперимента включало в себя прослушивание слов с интервалом 3 секунды и воспроизведение того количества, которое был в состоянии запомнить испытуемый после каждого предъявления.

При анализе результатов обнаружилось, что наиболее доступные для запоминания слова, особенно часто слышимые и употребляемые детьми: они были воспроизведены всеми учащимися уже после 3-х разового предъявления. Хорошее запоминание обнаружилось при воспроизведении начала и конца словесного ряда. Успешно удерживались в памяти слова, обозначающие конкретные понятия. Хорошее запоминание было также в том случае, если слова обозначали понятия, эмоционально насыщенные.

В отличие от ребенка с нормальным речевым развитием, у ребенка с алалией происходит быстрое угасание возникших следов, т.е. прочность удержания словесных раздражителей очень низка. Большинство испытуемых были не в состоянии удержать в памяти после 20-минутного перерыва даже те слова, которые были успешно названы ими после заключительного предъявления ряда.

Отсутствие синонимов в речи ребенка с алалией лишало его возможности заменять отдельные слова и выражения другими, близкими по значению. Выражение законченной мысли в четко выявленной форме также вызывало большие трудности, поэтому в речи отмечались сокращения, повторения, незавершенность.

Подбор слов производился медленно, для этого прилагалось немало усилий, которые вынуждали ребенка воспроизводить материал словами подлинника. Тенденция к буквальности воспроизведения объясняется тем, что ребенок недостаточно владеет речевыми возможностями, какие позволяли бы ему выразить то, что он должен передать.

Интеллектуальная активность детей с алалией в процессах запоминания и воспроизведения часто снижена. Дети испытывают большие трудности в нахождении внутренних отношений между частями материала, с трудом прослеживают логическую последовательность событий, почти не применяют в процессе напоминания также мыслительные процессы как нахождение сходства и различия, соотнесение, выделение частного и единоличного, обобщение, не делают попыток к самостоятельному поиску приемов заучивания.

Проведенное нами изучение мнестических процессов показало, что память детей, страдающих моторной алалией, обладает некоторыми особенностями, отличными от памяти ребенка с нормальным речевым развитием. Ее характеризует более узкий объем запоминаемого материала, пониженная точность воспроизведения словесных раздражителей и слабая прочность удержания речевых сигналов.

О.И. Усанова, Т.Н. Синякова

Наши рекомендации