Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)
Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».
Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).
Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.
1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.
2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.
3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.
Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.
Проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир"
Проективная рисуночная проба "Рисунок "Мой мир" описана С. Т. Посоховой.
Данная методика широко применяется для диагностики различных сфер самосознания. Для изучения рефлексивной активности мы используем модифицированный вариант рисуночной пробы. Методика направлена на изучение таких рефлексивных аспектов как эмоциональная включенность в рефлексирование в процессе взаимодействия с собственным Я; фокусирование сознания на собственном Я. Регистрируемые показатели: количество цветов в рисунке, количество нарисованных образов предметов в рисунке.
Проективная рисуночная проба "Нарисуй букву Я"
Основное назначение данной методики состоит в выявлении неосознаваемого эмоционального отношения к себе, к своим установкам, к своему поведению, чувствам. При интерпретации рисунков используются различные параметры рисунка: расположение рисунка на листе (центральное, смещение влево-вправо, вверх-вниз), размер буквы, использование разных цветов, дополнительных предметов, украшений, форма буквы и др.
В исследовании рефлексивной активности используются следующие показатели: количество использованных цветов, количество элементов самолюбования, количество дополнительных образов. Данные показатели помогают оценивать такие характеристики рефлексивной активности, как эмоциональная включенность в процесс взаимодействия с собственным Я, фокусирование сознания на собственном Я.
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов)
Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков: юношей и девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения.
Инструкция: «Сейчас будет показан набор рисунков. На них изображены преподаватель, родители и сверстники. Вам предлагается представить себя на месте изображенного юноши (девушки), дать за него ответ и сказать, что бы Вы стали делать на его (ее) месте». При этом юноше (девушке) показывают тот персонаж, от лица которого он будет отвечать во всех предъявляемых ситуациях.
При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания: имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время, общий уровень адаптированности.
Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используются другие методики.
46Методика интерперсональной диагностики межличностных отношений (Т.Лири) -применяется для изучения соотношения представления человека о себе с представлениями о нём других членов группы. Позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, группе, напряжений во взаимоотношениях руководителя и подчинённого и т.д. Возможно также вычисление следующих показателей: степень благополучности положения личности в группе, степень осознания личностью мнения группы о ней, значимость группы для личности.
1. Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири)
Опросник Т. Лири применяется для изучения соотношения представления человека о себе с представлениями о нём других членов группы; он позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, группе, напряжений во взаимоотношениях руководителя и подчинённого и т.д.
Состоит из 128 утверждений, из которых испытуемый отбирает те, которые характеризуют его самого или другого оцениваемого человека. Обработка результатов производится в несколько этапов.
Прежде всего, вычисляются первичные оценки по характеристикам следующих психологических тенденций:
1) тенденцию к лидерству - властность - деспотизм;
2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюблённо
3) требовательность - непримиримость - жестокость;
4) скептицизм - упрямство - негативизм;
5) уступчивость - кротость - пассивную подчиняемость;
6) доверчивость - послушность - зависимость;
7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм;
8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.
На втором этапе строится дискограмма — профиль, отражающий представление испытуемого о себе самом или другом человеке. Далее определяются показатели по двум основным (вторичным) факторам: "Доминирование " и "Дружелюбие".
Возможно также вычисление следующих показателей: степень благополучности положения личности в группе, степень осознания личностью мнения группы о ней, значимость группы для личности.
48ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко)
Удовлетворённость супружескими отношениями определяется как внутренняя субъективная оценка человека по отношению к собственному браку.
Методика исследования ролевых ожиданий и притязания в браке (РОП)разработана А. Н. Волковой. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнений партнёром семейных обязанностей) ролевым притязаниям (личная готовность каждого из партнёров выполнять семейные роли).
Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации»выделено восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов (которые и выступают шкалами методики). Для ответа испытуемым предлагается выбрать возможную реакцию на ситуацию, согласно двум признакам: активность или пассивность реакции, и согласие или несогласие с супругом (то есть, позитивность или негативность реакции).
Методика «Реакции супругов на конфликт» А.С. Кочарян. Позволяет диагностировать индивидуально – специфические защитные модели супругов и их структуру.
Методика «Измерение установок в супружеской паре» -Авторы: Ю.Е. Алешина, И.Е. Гозман, Е.М. Дубовская. Методика представляет собой набор из 40 суждений, выражающих ту или иную позицию в отношении 10 значимых для людей сфер. Рассогласованность по шкалам у супругов определяет направление в котором нужно проводить коррекционную работу.