Шкала ситуативной тревожности (СТ).
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в завис и-
мости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над суждениями долго
не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нетШкала личностной тревожности (JIT)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости
от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не
думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
I№
П/п Суждение Никогда Почти
никогда Часто Обработка результатов. 1. Определение показателей ситуативной и личностной
тревожности с помощью ключа. 2. На основе оценки уровня тревожности
составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный
анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый
показатель по каждой из шкал (ситуативной и личностной тревожности)
может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше
итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие
ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая; 31-44 балла
— умеренная; 45 и более — высокая.
Клю ч
СТ Ответы ЛТ Ответы
N° Никогда Почти
Всегда
Почти
Никогда Часто № Никогда Почти
Всегда
Почти никогда
Mat то
СТ ЛТ
14 1 3 2 214 3 2 1
24 1 <3 2 221 2 3 4 По каждому обследуемому оформляется заключение с описанием результатов
и рекомендациями. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует
формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать
акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в
постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное
планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется
пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов
деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности
в решении тех или иных задач. По результатам обследования
группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню
ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко
и низкотревожные
Назначение теста
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Описание теста
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.
- Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. - Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.
Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция к тесту
Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.
Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
1. Измерение уровня и структуры интеллекта.
Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие — это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.
Тест Д. Векслера(или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.
Интеллектуальный тест Р. Кеттелла предназаначен для исследования уровня развития невербального (флюидного, по терминологии автора) интеллекта. Состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста. Имеются две параллельные формы. Является тестом скорости.
Тест Дж. Равенна предназначен для исследования уровня развития невербального интеллекта. Существует во взрослом (2 варианта) и детском.
Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена -предназначен для диагностики уровня и структуры социального интеллекта. 4 субтеста – три вербальных и один невербальный.
Диагностика эмоционального интеллекта - опросник предложен Н. Холлом. Состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»). Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэраю. Разрабатывался для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. Состоит из 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, смысловая память. В результате обработки результатов тестирования возможно получить стандартные оценки вербального, пространственного, числового интеллектов, смысловой памяти, общего интеллекта.
Можно сказать, что вышеперечисленные методики могут применяться для исследования структуры и уровня интеллекта.
Большинство психологов в настоящее время признает, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, который зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Но отделить, одно от другого в тестовых результатах невозможно.
Зависимость тестовых оценок от окружающей среды означает их непостоянство, изменчивость. Понимание этого приводит к изменению основной; цели тестирования. Если раньше измерения по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для распределения испытуемых по категориям и для долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции наклеивать ярлыки. Жесткая, неизменная классификация индивидов по результатам интеллектуальных тестов имела тяжелые отрицательные последствия, так как низкий IQ оставлял на ребенке как бы печать неполноценности, менял отношение к нему окружающих и тем самым способствовал сохранению неблагополучных условий развития. Это явилось основной причиной запрета, наложенного на использование интеллектуальных тестов в школах Нью-Йорка и Вашингтона в конце 60-х гг.
В настоящее время интеллектуальные тесты используют в основном для прогноза школьных достижений и распределения учащихся по разным типам школ Так, чтобы ребенок попал в школу для одаренных, ему нужно получить IQ по тесту Стэнфорд— Бине не менее 135.
Но даже в этой узкой области предсказания на основе оценок IQ не всегда оказываются точными. Немецкие психологи, проанализировав последние американские исследования одновременной валидности интеллектуальных тестов в отношении школьной неуспеваемости, пришли к выводу, что на основе IQ можно лишь в ограниченной степени предсказывать школьные достижения, так как средние корреляции между результатами тестирования и успехами в школе, как правило, расположены около 0,50. Этот показатель соответствует коэффициенту детерминации, равному 0,25, и означает, что лишь 25% переменных в школьных достижениях объясняются различиями в выполнении тестов интеллекта.
Итак, оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов затруднены из-за влияний разнообразных дополнительных факторов, среди которых наиболее очевидно влияние семьи и наиболее важно влияние личности учащегося.
Итак, принимая во внимание сведения, полученные из дополнительных источников, и учитывая многочисленные влияния на тестовые результаты, можно использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния некоторых умений и навыков. Помимо этого, тестирование может быть полезным методом для изучения изменчивости поведения, развития умений и навыков. Иначе говоря, по результатам интеллектуальных тестов можно наблюдать сдвиги, изменения в умственном развитии человека.
40 Рисуночные методики привлекают благодаря своей простоте и доступности процедуры проведения, целостности и многообразию полученной информации. Однако существует недостаток проективных методов – недостаток информации о валидности (действительно измеряет то, что мы хотим) и надежности (независимость результатов от действия всевозможных случайных фактов). Чтобы этого избежать желательно, когда результаты теста оценивают сразу несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность.
Методика «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования разных категорий людей. Она состоит из двух частей:
• Изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка;
• Обсуждение этого рисунка с психологом-профконсультантом.
Формы проведения групповая и индивидуальная.
Она предназначена для оценки эффективности работы (если тренинг по профессиональному самоопределению проводится), для нахождения способов выхода из затруднительных ситуаций, для помощи в планировании своего профессионального пути, а также для диагностики эмоционального состояния человека, особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношение к ней, определения целей и планирования путей их достижения.
Данная методика очень эффективна для работы с молчаливыми или очень разговорчивыми людьми, кроме того, она помогает клиентам понять свои проблемы.
Процедура проведения методики.
Результаты методики зависят от внешних (поза, какая бумага, карандаш) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию).
Перед началом проведения следует познакомиться с клиентом и дать ему успокоиться.
Необходимо – лист бумаги, карандаш или ручка. Далее зачитывается инструкция (учить наизусть ее не нужно).
Инструкция и условия зачитать (стр. 3).
Время работы не ограничено, В группе можно следить за процессом рисования и остановить его когда большая часть закончит.
Если методика проводится индивидуально, то целесообразно регистрировать показатели поведения испытуемого в процессе рисования.
1. Латентный период (от конца инструкции до начала рисования).
2. Длительность выполнения задания.
3. Паузы, остановки, в процессе рисования (более минуты).
4. Возвраты к уже нарисованным частям изображения.
5. Нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему.
6. Спонтанные высказывания клиента, выражающие: вопросы и уточнения, самооправдывание, поиск помощи, самокритика, извинения, критика задания или внешних условий.
7. Отказ от выполнения задания.
8. Ведущая рука.
9. Поза клиента (наклон туловища, поворот головы, расстояние от руки до туловища, расстояние от руки до туловища).
10. Прикрывание рукой рисунка.
11. Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента: потоотделение, покраснение или побледнение кожи, тремор, дрожание рук, раскачивание туловища, головы или конечностей, покусывание или облизование губ, грызение карандаша.
При этом обсуждение и проверка полученных сведений с клиентом возможна лишь по окончании процедуры.
Интерпретация результатов.
Показатели результатов выполнения методики можно разделить на две большие категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не только то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Показатели поведения клиента приближаются к формальным. Ко второй категории относятся показатели, характеризующие содержание изображения.
К формальным показателям относятся: положение листа, размеры рисунка, общая форма рисунка, характер линий и нажим, наличие штриховки, количество деталей, наличие надписей и т.д.
К содержательным показателям относятся: вид на жизненный путь, точка зрения наблюдателя, ракурс; наличие и особенности дороги (длина, перекрестки, повороты и т.п.); направление движения; препятствия (ямы, стены, подъемы и спуски и т.д.); местные предметы (строения, двери, мосты, техника и т.д.); ориентиры, указатели, таблички; явления природы (растения, животные, атмосферные явления и т.д.); наличие и характеристика путника; наличие и особенности других людей; содержание текста, символов и т.д.
Формальные показатели в большей степени связаны с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также эмоциональное состояние человека (стр. 208). Сила нажима и наличие штриховки являются показателями тревожности и беспокойства человека таб 1).
Таблица 1.
Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными
индикаторами различных эмоциональных состояний
Содержание эмоционального состояния Показатели рисуночных методик
Печаль, депрессия, утрата интересов 1. Маленькое количество деталей, небрежность, упрощенность и схематичность изображения.
2. Зачеркивание и перерисовывание изображения
Страх, тревога, беспокойство, неуверенность 1. Маленький размер изображения.
2. Размещение в левом верхнем или нижнем углу листа (для правшей).
3. Разграничение пространства листа.
4. Большое количество заштрихованных деталей.
5. Большое количество второстепенных деталей.
Гнев, агрессия, раздражение 1. Крупный размер изображения, которое может даже не умещаться в границах листа.
2. Сильный нажим линий.
3. Большое количество острых углов.
Содержательные характеристики указывают на особенности представлений и отношений человека, конкретное содержание его проблем. По содержательным признакам трудно с достаточной степенью достоверности и надежности судить об особенностях личности. Однако они могут служить материалом для обсуждения, в процессе когорого уточняется их диагностический смысл. Содержательные показатели тесно связаны с характером представлений клиента и отношений к себе, к своей жизни, своим затруднениями и возможностям. Содержательные показатели дают возможность формулировать гипотезы о специфике отношений к различным сторонам жизни человека, однако они нуждаются в проверки.
При анализе содержательных показателей наиболее эффективным может быть не столько обсуждение всех подряд деталей изображения, сколько акцентирование внимания на отличающихся деталей. Различные детали изображения жизненного пути рисуются клиентом по-разному. В зависимости от того, какие детали нарисованы наиболее подробно, тщательно и аккуратно, мы можем сделать вывод о том, что в жизни человека является наиболее привлекательным, что ему нравится (таб. 2).
Таблица 2
Способы интерпретации отдельных деталей изображений
Характеристика деталей изображения Интерпретация отношения к ней
Подробность, тщательность, аккуратность Привлекательность, симпатия, интерес
Небрежность, схематичность Безразличие
Карикатурность Критичность
Крупный размер Значимость, зависимость, сила влияния
Штриховка Страх, тревога, беспокойство
Сильный нажим Напряжение, возбуждение, стресс
Слабый нажим Неуверенность
Повторная прорисовка Озабоченность
Зачеркивание, стирание Неудовлетворенность, отказ
Отсутствие, пропуск Вытеснение, подавление, игнорирование
Изоляция, отграничение, отдаленность Стремление к защите
Повторяемость Навязчивость, стереотипность
Если какие-то детали изображены более крупно по сравнению с другими, они могут указывать на то, от чего клиент в большей степени зависит, что для него наиболее значимо. Заштрихованные детали или сильный нажим – косвенный признак источников страха или эмоционального напряжения. Штриховкой можно считать любое заполнение замкнутого контура, даже если оно отражает цвет, тень. Обращает на себя внимание и отсутствие путника, которое может указывать на вытеснение клиентом проблем, связанных с его собственной личностью.
Общие признаки обсуждения результатов
Здесь лежит принцип аналогии между изображаемыми персонажами жизненного пути и автором рисунка.
Существует три главные задачи обсуждения, которые сводятся к помощи клиенту в выяснении:
1. Собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни;
2. Содержание проблем клиента, препятствий того, что мешает ему достичь поставленных целей;
3. Ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем.
Для того чтобы не завязнуть при обсуждении результатов, психолог-диагност должен задать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?».
В качестве основной тактики избирается последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниями поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения, для того чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. В этом случае клиент не замечает, в какой момент он начал говорить не о том, что изображено, а о том, что он на самом деле чувствует или хочет. В результате облегчается процесс обсуждения проблем клиента, в том числе и тех, которые при других условиях могли бы сопровождаться негативными или даже болезненными переживаниями. По мнению Соломина, клиент может испытать повышенный интерес, удивление или даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений. Клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их решения за счет подключения фантазии и творческого изображения, но получить от этого дополнительное удовольствие.
Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются в обсуждении – формальные или содержательные. Однако независимо от этого обсуждение начинается с общих вопросов к клиенту. Здесь консультант уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей, а клиент включается в процесс беседы, при необходимости дополняет недостающие детали.Вопросы на стр. 4.
Количество, последовательность и состав вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом из своего опыта, привычек, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т.д.
Далее начинает обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания.
Если обсуждается формальный показатель, то можно поступить таким образом:
1. Чем вызвано возникновение этого показателя?; Что помешало клиенту действовать иначе?; Что случилось бы если бы клиент действовал иначе?
2. Когда и где, в каких еще случаях клиент чувствует тоже самое?; К чему это приводит? Это помогает понять клиенту его собственные чувства и переживания.
Если это содержательный показатель, то необходимо сделать следующее:
1. Что значит эта деталь для персонажа? Цель заключается в формировании представления клиента о том, что одно и тоже явление может рассматриваться одновременно и как источник проблем и как ресурс.
2. По возможности можно повторить еще раз этот вопрос – Что еще значит эта деталь для персонажа?
3. Устанавливается аналогия данной связи с условиями реальной жизни клиента – Чему или кому соответствует эта деталь в жизни клиента? Обсуждаются как воспринимаются клиентом эти реальные условия: как препятствующие или как способствующие достижению целей. Цель: расширение представлений клиента, как о причинах проблем, так и о способах их решения.
Обсуждение результатов прекращается в следующих случаях:
• Получение некоторого позитивного результата;
• Исчерпание темы без достижение заметного результата;
• Возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявиться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему.
После этого выбирается другой показатель и цикл повторяется. Основанием для завершения являются:
• Удовлетворенность клиента;
• Улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов;
• Окончание времени консультирования.
Ошибки консультантов при работе с этой методикой:
1. Интерпретация результатов методики и непосредственное изложение их клиенту в чистом виде. Вместо того чтобы повысить творческую активность клиента и представить ему условия для самостоятельного решения путем вопросов и совместного обсуждения. Простое изложение результатов не всегда помогает клиенту понять (и особенно принять) свои подлинные интересы, причины проблем и способы их решения.
2. Непосредственное обсуждение с клиентом его интересов, переживаний, поведения и проблем без опоры на предварительное обсуждение результатов методики. При этом теряются преимущества методики, заключающиеся в визуализации целей, проблем и ресурсов клиента, в структурировании беседы, снятие излишней тревоги и повышении заинтересованности.
Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента ( таб. 3)
1. Латентный период. Слишком быстро начал рисовать – менее 30 сек. (от конца инструкции до начала рисования) – отсутствие плана, импульсивность (0,6). Слишком длинный (более 5 мин.) – затруднения в планировании и реализации принятого плана (0,7).
2. Длительность выполнения задания. Значительная (более 20 мин.) - заинтересованность (0,8). Незначительная (менее 5 мин.) - повышенная утомляемость (0,7); безразличие, равнодушие (0,6); непонимание инструкции.
3. Паузы – внутренние конфликты (0,7).
4. Возвраты – значимые отношения (0,7).
5. нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему – начало рисования с наиболее простой тематики (или сложной) (0,6).
6. Вопросы и уточнения. Самооправдывание – неуверенность в себе (0,5).
7. Поиск помощи или оценки. Самокритика – аутоагрессия (0,5).
8. Критика задания или внешних условий – гетероагрессия (0,5).
9. Отказ от выполнения – эмоциональный шок (0,9).
10. Сильный наклон вперед – зажатость, скованность, неуверенность (0,5). Близорукость.
11. Наклон назад – негативное выполнение к заданию (0,5). Расслабленность.
12. Поворот туловища в сторону ведущее руки – стремление к защите (0,5).
13. В сторону, противоположную ведущей руке – открытость (0,5).
14. Расстояние руки от туловища, значительное – негативное отношение к выполнению задания (0,5). Дальнозоркость.
15. Расстояние руки от туловища, очень близкое – зажатость, скованность, неуверенность (0,5).
16. Прикрывание рисунка рукой – скрытность, смущение (0,7)
17. Вегетативно и моторные проявления. Потоотделение – эмоциональное напряжение (0,7). Повышенная температура окружающей среды, тела, физическая нагрузка и т.п.
18. Побледнение или покраснение – эмоциональное напряжение (0,7).
19. Тремор, дрожание рук, раскачивание туловища, покусывание губ, грызение карандаша – эмоциональное напряжение (0,7).
Формальные показатели методики приведены в таблице 4.
1. Положение листа – вертикальное (предрасположенность к агрессивному реагированию – 0,5); горизонтальное (предрасположенность к оборонительному поведению - 0,5); меняется (пластичность, адаптивность – 0,7).
2. Положение рисунка на листе – сверху (негативное отношение к окружению, сопротивление – 0,6); внизу (принятие окружения, подчинение – 0,6); слева (замкнутость, стремление к защите – у правшей – 0,5); справа – открытость, раскрепощенность – у правшей – 0,5).
3. Размеры рисунка – очень крупные, не влезают в рамки листа (чрезмерное возбуждения, несдержанность, импульсивность, снижение самоконтроля – 0,8; отсутствие предварительного плана – 0,7); крупные (преобладание возбуждения над торможением, уверенность в себе, высокая самооценка – 0,6); мелкие (преобладание торможения над возбуждением, тревожность, депрессия, низкая самооценка – 0,6); очень мелкие (чрезмерная заторможенность – 0,8).
4. Общая форма – замкнутость контура (стремление к защите – 0,5); вытянутость (активность – 0,5); ассиметричность (активность, динамичность – 0,6); большое количество углов (агрессивность, раздражение – 0,7).
5. Характер линий: сила нажима, толщина линий – значительная (высокий мышечный тонус, напряжение, усиление – 0,7); незначительная (расслабленность, спокойствие – 0,6).
6. Постоянство нажима – одинаковый (стабильность, устойчивость – 0,6); неодинаковый (неустойчивость – 0,7); пунктирный, прерывистый (неуверенность – 0,6); повторная обводка (значимость – 0,7); неточность соединения (небрежность – 0,7; нарушение координаций движений – 0,6); дрожание, тремор (нарушение координации движений – 0,6).
7. Штриховка – значительная плотность (страхи, фобии – 0,8); значительная площадь (общая тревога, беспокойство, напряжение, озабоченность – 0,7); геометрический характер (шизоидные черты характера – 0,5).
8. Тщательность, подробность и количество деталей. Большое количество второстепенных деталей (вытеснение, стремление не замечать проблемы, не обращать внимание на цели, игнорировать обстоятельства – 0,7); значительное количество деталей (мотивированность, заинтересованность, значимость, привлекательность – 0,8); незначительное количество деталей, схематичность (недостаток сил, нежелание прикладывать усилие, слабая заинтересованность – 0,7).
9. Особенности деталей – повторяемость (стереотипность – 0,7); зачеркивание (негативное отношение – 0,7); подчеркивание (значимость – 0,7); перерисовывание (значимость – 0,7; отсутствие предварительного плана – 0,6); обрамление (значимость – 0,7; стремление к защите – 0,6); карикатурность (негативное отношение – 0,6); наползание друг га друга (отсутствие предварительного плана – 0,6).
10. Разделители – линии, сгибы (стремление к защите – 0,7); надписи (комментарии, затруднения в рисовании – 0,5).
11. Отсутствие рисунка – эмоциональный шок (0,9).
12. Замена рисунка текстом – преобладание абстрактно-логических форм мышления над наглядно-образными (0,8).
Содержательные показатели приведены в таблице 5.
1. Вид – сверху, карта (акцентирование представлений о движение в горизонтальной плоскости. Затруднения в выборе одного пути из многих альтернатив – 0,5); сбоку, фриз (акцентирование представлений о движение в вертикальной плоскости. Затруднения в представлений о наличии и разнообразии альтернативных путей – 0,5); сзади (объемное трехмерное представление о жизненном пути).
2. Дорога – отсутствие (представление о жизненном пути не как о прерывистом процессе, а как о смене статистических фраз, стадий – 0,5); отсутствие направления движения (представление о статистичности событий – 0,5); отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему (затруднения в представлении о временной перспективе событий – 0,5); длина (представление о продолжительности жизненного пути – 0,5); ширина – (представление о легкости жизненного пути – 0,5). На Вашем рисунке изображена дорога (или отсутствует) с чем это связано? Что это может означать? Вы изобразили довольно длинную (короткую) или широкую дорогу, Что это означает? Как долго идти по этой дороге? На сколько легко по ней идти?
3. Основное направление дороги – назад, вниз (стремление вернуться в прошлое – 0,5); влево (стремление вернуться в прошлое, у правшей – 0,6). Вы как будто идете назад. Насколько бы Вам хотелось вернуться обратно? Что бы Вам хотелось повторить и что бы Вам хотелось изменить в прошлом?
4. Элементы дороги – перекрестки и развилки (представление о выборе – 0,7); количество путей (представление о количестве альтернатив – 0,6); повороты (представления о изменении пути без возможности выбора – 0,7); развороты назад (представления о возврате к прошлому – 0,6); тупики (представление о конце пути, безвыходности положения – 0,6). Вы изобразили перекресток дорог. Что он означает? Чему он соответствует? Какой путь выберет себе путник? Почему он это сделает? Вы изобразили поворот. Что он означает? Чему он соответствует? Что изменится в Вашей жизни после поворота? У вас изображена дорога назад. Что она означает? Что повторится в Вашей жизни? Вы изобразили дорогу ведущую к тупику. Что он означает? Что произойдет, когда путник дойдет до конца тупика? В чем именно Вы зашли в тупик? Как его можно избежать?
5. Линейность дороги – прямая, без поворотов (представления о постоянстве жизненного пути – 0,6); извилистая (представление об изменчивости жизненного пути, влиянии настроения или обстоятельств – 0,7). Изображенная Вами дорога прямая, без поворотов (или извилистая)? О чем это свидетельствует? Можно ли изменить его? Почему направление пути менялось? Можно ли его выпрямить? Что для этого нужно сделать?
6. Форма дороги – крестообразная (представление об альтернативности путей, исключение одного пути другим – 0,5; радиальная, т.е. несколько путей ведущих из одной точки в разные стороны (представления о больших возможностях выбора – 0,5); осевая, т.е. несколько путей ведущих в разные стороны из разных точек (представление о периодически возникающих возможностях выбора – 0,5); беспорядочная, т.е. несколько путей, поворотов, перекрестков (представление о сложности выбора, затруднение в ориентации – 0,6); концентрическая, т.е. замкнутость пути, движение по кругу (представление о повторяемости пути – 0,6).
7. Препятствия, барьеры, границы на дороги – ямы, канавы, реки, моря (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «снижения», «спуска», связанных с риском падения – 0,6); стены, заборы (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих подъема», «прыжка" – 0,6); подъемы и спуски, т.е. горы, лестницы, ступени (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих значительных усилий и времени – 0,6). Вы изобразили яму (стену, лестницу и т.д.) препятствующую движению. Можно ли ее преодолеть? Что для этого надо сделать? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов?
8. Местные предметы и техника на дороге – строения (представление об укрытии – 0,6); мебель (представление об удобствах и комфортных условиях – 0,5); двери, ворота (представление о контролируемом кем-то входе или выходе – 0,6); мосты, туннели (представление о путях преодоления препятствий – 0,6); транспорт ( представление о средствах ускорения и облегчения движения по жизненному пути – 0,5; средства труда); другая техника (представления о дополнительных средствах решения проблем – 0,5; атрибуты профессиональной технической деятельности или хобби). Вы изобразили здание (мебель, дверь, мост, туннель, транспорт). Что это означает? Что оно выражает? Что находится за данной дверью? Может ли путник ее открыть? Что можно сделать чтобы ее открыть? Чему это препятствие соответствует в Вашей жизни? Что может соответствовать транспорту в реальной жизни? Чем Вам может помочь это средство?
9. Ориентиры: дорожные знаки, указатели, таблички на дороге – представление о правилах -0,6; представление об источниках информации. У Вас изображен дорожный указатель. Что он означает? Кто его поставил? Надо ли его слушаться? Можно ли его нарушить? К чему это может привести? Что еще может помочь Вам сориентироваться в пути?
10. Произведения искусства на дороге (атрибуты профессиональной художественной деятельности или хобби – 0,6. Эстетическая направленность). Почему Вам захотелось нарисовать это? Чем это может помочь Вам в пути? Какие чувства Вы испытываете, когда встречаетесь с этим?
11. Явления природы на дороге – растения, животные (незначительные второстепенные детали – 0,5; атрибуты профессиональной художественной деятельности или хобби; эстетическая направленность). Почему Вам захотелось нарисовать это? Чем это может помочь Вам в пути?
12. Атмосферные явления на дороге – солнце, облака, осадки (факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели – 0,6); гроза (источник страха – 0,6). Вы нарисовали солнце (облака, осадки). Чем они могут помочь или помешать в пути? Что или кто в Вашей жизни соответствует этим явлениям?
13. Другие люди на дороге (представление об окружающих людях, помогающих или мешающих в жизни – 0,6; атрибуты профессиональной социальной деятельности или хобби. Демонстрация социального статуса). У Вас изображены люди. Кто эти люди? Что они делают? Что они хотят? Что они могут? Как они относятся к вам? Как Вы относитесь к ним? Кто может помочь (помешать) Вам в пути?
14. Изображение путника – размер (представление о собственной значительности, уважение к себе – 0,7); количество деталей (представление о собственной привлекательности, отношение к себе с симпатией, принятие себя – 0,7); передвижение (активность – 0,5); обозначение (недостаточная уверенность в себе – 0,5); одежда (демонстрация принятия социальных норм – 0,5); предметы деятельности, средства труда (представление о себе как о субъекте труда – 0,6); атрибуты статуса, т.е. пол, возраст, профессия, род занятий и т.п. (представление о собственной принадлежности к определенной категории людей – 0,6); следы (представление о результатах своей деятельности – 0,5); отсутствие путника (вытеснение представлений о себе, игнорирование своей личности, потребностей и возможностей, обесценивание себя – 0,6). Вы довольно больших размеров. Что это означает? Насколько путник сильный и способный? Насколько Ваш путник красивый и симпатичный? Пут