Проблема исследования и его актуальность

В этой части необходимо кратко описать состояние исследуемой психологической проблемы по данным литературных источников, определив при этом круг нерешенных или слабо разработанных, требующих уточнения вопросов. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение дефицита, пробела в знаниях; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулировку проблемы в научных терминах. К числу научных проблем в области психологии обычно относят:

· необходимость дополнительных теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребность в новых фактах, позволяющих уточнить современное состояние явления, расширить психологическую теорию и сферу ее применения;

· необходимость уточнения психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их специалистами-практиками;

· потребность в новых диагностических и исследовательских методах, позволяющих получить новые данные об изучаемом явлении;

· необходимость в разработке новых методов психологического воздействия с целью коррекции или развития исследуемого психологического
феномена;

· в прикладных исследованиях – изучение конкретной проблемы применительно к данному образовательному учреждению, предприятию и т.п.

· актуальность исследования определяется не только наличием научной проблемы, но и реальным социальным запросом, требованиями практики. Поэтому обосновывается необходимость исследования по данной теме именно в настоящее время. В качестве аргументов могут быть приведены:

· общественные события, которые соотносятся с темой;

· существующие в современном обществепроблемы, разрешение которых тре­бует разработок в данной области;

· интерес к проблеме и востребованность темы у населения;

· теоретическая или практическая недостаточность разработок в данном на­правлении на фоне социальной востребованности и др.

Например: интерес к проблеме индивидуальности, рост наркомании, увеличение текучести кадров, увеличение количества гражданских браков, профессиональное выгорание педагогов, снижение уровня успеваемости школьников, увеличение числа нервно-психических заболеваний и суицидальных поведенческих проявлений, снижение удовлетворенности жизнью и др.

Научная новизна исследования непосредственно связана с наличием исследовательской проблемы. Она выявляется в ходе анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, а также как результат эмпирических исследований. Это может быть новое видение проблемы, создание теоретической модели или новой классификации, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений, разработка или адаптация психодиагностических методик и т.п.

В прикладных работах проблема и исследовательская новизна определяются тем, что впервые применительно к данному контексту, данному предприятию или образовательному учреждению, на данном этапе его развития проводится подобное исследование.

Практическая значимость исследования более подробно представлена в практических рекомендациях, которые обычно содержатся в заключении. Во введении же следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики. Это могут быть:

· разработка или модификация метода исследования (опросника, теста, анкеты, схемы интервью или беседы) и область его применения;

· разработка системы психологических рекомендаций;

· разработка программы тренинга или консультирования;

· программы семинаров и учебных занятий, опирающиеся на полученный материал;

· выявленные психологические закономерности, полезные для формирования рекомендаций в той или иной области.

Методологические основания работы. В этом пункте введениякратко характеризуется состояние изучаемой проблемы в современной психо­логической науке. Здесь могут быть приведены фамилии авторов, внесших наи­более существенный вклад в разработку данной научной проблемы.

Обозначаются методологические подходы, в рамках которых выдержано исследование. Называются концепции отдельных авторов, которые легли в ос­нову исследования (например, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция стиля деятельности Е.А.Климова, В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина, М.Р.Щукина и др.).

Эмпирические основания исследования – даются ссылки на соответствующие эмпирические исследования, в том числе и на те, которые проводились в том вузе, где обучается студент.

Цель, задачи, предмет, объект и гипотезы исследования.В краткой форме дублируется материал пункта «Постановка проблемы, цели и задачи исследования», завершающего главу 1.

Методы исследования и анализа данных.В соответствии скакой-либо из принятых классификаций перечисляются использованные в работе методы исследования. Обычно указываются следующие методы: метод теоретического анализа литературы; психосемантические методы, в том числе контент-анализ высказываний или текстов участников, методы психодиагностического обследования, методы статистического анализа эмпирических данных, интерпретационные методы, а также методы обобщения в аналитическом обзоре и эмпирической части исследования. Отдельно перечисляются психодиагностические методики с указанием авторов, но без описания самих методик. Методы математиче­ской обработки также только перечисляются. Более подробно методы исследования излагаются в главе 2.

Апробация исследования.Данный пункт оформляется, если результаты исследования были представлены в форме докладов и сообщений на конференциях, на основе полученных резуль­татов проводились консультации (в школах, в организациях и т.д.), были проведе­ны семинары, а также если результаты исследования были опубликованы в научных сборниках. Особенно важно показать итоги апробации в выпускных квалификационных работах магистрантов и бакалавров.

Основная часть

Содержание основной части [Положение о ВКР ПГГПУ, 2013, с. 8–9] состоит из двух-трех разделов (глав) и зависит отхарактера работы. В основной части должно быть представлено:

- обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника;

- раскрыто содержание выполненного исследования;

- авторский анализ и обобщение имеющегося материала (данному пункту должно быть уделено основное внимание).

Содержаниеосновной части зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Например, в реферативных работах (например, в курсовых работах за 2-й курс) дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных − описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении, материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь глава может состоять из меньших подразделов − параграфов, а параграфы − из
пунктов и т.д.

Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным
отступом.

Наши рекомендации