Вопрос 8 Психоаналитические теории и модели развития.
Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Фрейда и Эриксона. Фрейдобъяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
1) оральная стадия (0-2 года);
2) анальная стадия (2-3 года);
3) фаллическая стадия (4-5 лет);
4) латентная стадия (6 - 12 лет);
5) генитальная стадия (12 - 18 лет).1
Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис,суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
1) доверие - недоверие к окружающему миру (0-1 год);
2) чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1 -3 года);
3) инициативность - чувство вины (4-5 лет);
4) трудолюбие - чувство неполноценности (6-11 лет);
5)понимание принадлежности к определенному полу - непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12-18 лет);
6)стремление к интимным отношениям - изолированность от окружающих (раннее взросление);
7)жизненная активность - сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
8)ощущение полноты жизни - отчаяние (позднее взросление).
Вопрос 9 Отечественные концепции и теории психического развития.
Лев Семенович Выгодский основывал свою теорию на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выгодскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «выращиваются» в его сознание.
Основной предмет исследования | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология») |
Методы исследования | Генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент) |
Основные идеи | - Гипотеза о системном и смысловом строении сознания; - Принципиально новый, культурно-исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, направления развития); - Разработка нового эксприментально-генетического метода исследования в психологии; - Анализ механизма влияния обучения на развитие. |
Факторы развития | Обучение |
Ценное | - Заложил основы культурно-исторической парадигмы в исследовании психического развития человека; - Ввел идею историзма в области психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения; - Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека. |
Направления критики | - Недостаточная эмпирическая обоснованность теоретических положений; - Интиллектуалистический характер общего представления о психическом развитии; - Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка. |
Вопрос 10. Проблема периодизации психического развития.
Периодизация психического развития -рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.
Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.
1) Периодизации детского развития по внешнему критерию
Периодизация Заззо.
В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования.
2) Периодизации детского развития по внутреннему критерию
В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у Блонского, развитие детской сексуальности у Фрейда, развитие морального сознания у Колберга.
Периодизация Блонского.Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Периодизация Фрейда.Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.
Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
Оральная стадия (до 1 года). Анальная стадия (1-3 года). Фаллическая стадия (3-5 лет) Латентная стадия (5-12 лет). Генитальная стадия (12-18 лет)
3) Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев
В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностейэтого развития. Это периодизации Эриксона, Выготского и Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Периодизация Эриксона.
Стадии развития личности.Эриксон выделил несколько стадий развития личности.
1-я стадия соответствуетмладенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. 2-я стадия соответствуетраннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности. 3-я стадия совпадает сдошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. 4-я стадия Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. 5-я стадия Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.
Вопрос 11. Возрастные кризисы психического развития.
1) Кризис новорожденности (0-2 месяца) Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима: - полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого, - ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь становится индивидуальнымсуществованием, отдельным от материнского организма, она становится психическойжизнью. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления.
2) Кризис 1 года.Кризисные явления: всплеск самостоятельности; появление аффективных реакций в общении. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь (Выготский) «автономная». Характерные черты: •многозначность; •ситуативность. Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.
3) Кризис 3 летвыражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 леттрадиционно связывают с «семизвездьем симптомов», проявляющихся в отношениях со взрослыми: протест-бунт, обесценивание, негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, деспотизм. К трем годам появляются: •личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода;
•возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка; •поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми; •хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.
4) Кризис 7 лет- период рождения социального «Я» ребенка. •Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. •Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. •Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. •Происходит обобщение переживаний. •Возникает внутренняя жизнь ребенка. •Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.
5) Пубертатный кризис.Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. • В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. •Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. •Подросток еще бисексуален. • В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. • Формируется новый образ физического «Я». •На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания
6) Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Молодой человек оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
7) Кризис середины жизни:•убывание физических сил и привлекательности; •осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования; •«социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.
В период кризиса • происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим; •появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий.