Стресс: причины возникновения, профилактика

Стресс определяется как состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Основными причинами стресса является эмоциональное перенапряжение, нарушение режима труда и отдыха, длительные отрицательные эмоциональные переживания.

Профилактика стрессовых состояний заключается в соблюдении правил здорового образа жизни, постоянной физической активности, использование различных положительных средств психической разрядки (юмор, творчество, хобби).

Способности: понятие, виды

Способности характеризуют возможность человеку выполнять те или иные виды деятельности на более высоком качественном и количественном уровне по сравнению с другими людьми.

1. Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Способности находятся в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Поддерживать существующие способности можно только благодаря постоянным упражнениям.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

Классификация способностей человека.

Способности подразделяют, в первую очередь на природные или естественные (биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие социальное происхождение.

Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками.

Общие и специальные высшие интеллектуальные способности обеспечивают жизнь и развитие человека в социальной среде.

Теоретические и практические способности. Отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Способности к общению предполагают хорошее развитие речи, межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, умение простраивать с ними взаимоотношения и т.п.

Предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности предполагают хорошее владение различными ручными навыками, а также навыками анализа.

Развитие способностей

1. Созревание необходимых для развития способностей органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

2. Становление специальных способностей. Активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий развития его способностей. Для этого деятельность человека должна носить творческий характер, должен задаваться оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, создаваться необходимая мотивация и обеспечиваться положительный эмоциональный настрой в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость. Это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

Наши рекомендации