Взаимоотношения меж ду первичным и вторичным дефектом
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается и сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «основной» дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Вторичный дефект, по мнению Л. С. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза вдетском возрасте.
Механизм возникновения вторичных нарушений различен.Вторично недоразвиваются те функции, которыенепосредственно связаны с поврежденной — так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха
Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации. Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т. д.).
Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Таким образом, в процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениям Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, а затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинай занимать ведущее место в отношении к обучению иррадиируя на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социально компенсации этой группы детей.
3.Классификиция вариантов нарушений в развитии
Г.Е.Сухарева с позиций патогенеза нарушений развития личности различает шесть видов психического дизонтогенеза:
-задержанное развитие-синдром временного отставания в развитии психики в целом или отдельных ее функций (дети с психофизическим или психическим инфантилизмом, дети с астеническим состоянием);
-поврежденное развитие(В отличие от других форм дизонтогенеза, поврежденное развитие обусловлено более поздним (после 2,53 лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась, и признаки повреждения проявляются в их недостаточности.Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, распад психических функций. В клинике различают два основных вида деменции — это резидуальная органическая и прогрессирующая);
-искаженное развитие(Основным показателем искаженного развития, в отличие его от дисгармоничного, является не только существенно большая выраженность асинхронии развития отдельных функций или их систем, но и грубое нарушение, искажение адаптационных и приспособительных систем поведения,РДА);
-недоразвитие(олигофрения);
-дефицитарное развитие(Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы);
-дисгармоничное развитие(По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности)
Единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. М.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют следующие группы с отклонениями в развитии:
- Дети с сенсорной неполноценностью (нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.
- Дети с психопатоподобными формами поведения.
- Умственно отсталые дети (олигофрены).
- Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).
Еще одна классификация, предложена В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым:
- 1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);
- 2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);
- 3) дети с нарушениями речи;
- 4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- 5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;
- 6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.
4. Психология детей с нарушением интеллекта (детская олигофренопсихология): предмет, задачи, методы, связь с другими науками.
Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.
Предмет- особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи олигофренопсихологии:
1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.
2. Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.
3. Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
4. Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.
5. Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
6. Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.
Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:
1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.
2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.
3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.
4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро- и макросоциуме.
5. Психопрофилактика социальной дезадаптации детей с интеллектуальным недоразвитием.
Место олигофренопсихологии в структуре психолого-педагогических наук. Олигофренопсихология как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний находится в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками. Наряду с внутрисистемными связями психология детей с интеллектуальным недоразвитием использует знания и из смежных научных областей. Например, классификация умственной отсталости разработана в рамках клинического подхода, т.е. олигофренопсихология связана с психиатрией.
Методы олигофренопсихологии
Метод - это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.
Наблюдение в психологии - это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.
Эксперимент в психологии - изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.
Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение "эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.
Дополнительные методы - тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.