Общение как специфический вид деятельности, виды, формы от рождения до 7 лет
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.
Ребенок вступает в общение не сразу. И в том, чтобы заработали «встроенные» в него биологические системы, а на их основе возникли связи малыша со всем миром людей, чтобы проснулось в нем его человеческое начало, решающую роль играет взрослый. Взрослый провидит в новорожденном будущего человека – только поэтому новорожденный и становится человеком. В общении обе стороны – и большой, и маленький – получают ни с чем не сравнимую, высокую и светлую радость, она во многом обеспечивает успех великого труда по первоначальному включению малыша в мир людей. Никак нельзя умалять и значение собственной активности ребенка. Он не просто приемлет пассивно то, что исходит от старших, а преломляет через призму своих способностей и возможностей. Он раскрывается навстречу взрослому в своем неисчерпаемом богатстве. И поэтому каждое новое поколение дополняет общечеловеческий опыт новыми ценностями и обеспечивает его дальнейший прогресс.
Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию.
Именно поэтому ведущей деятельностью во младенчестве является – эмоционально-непосредственное общение с родителями.
Потребность в общении не врожденна. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми.
Потребность ребенка в общении со взрослыми возникает в первые 2 мес. жизни на основе первичных органических нужд детей и их потребности в новых впечатлениях. Решающим фактором служит поведение взрослого человека, опережающего достигнутый ребенком уровень и изначально истолковывающего его поведение как деятельность разумного субъекта.
Потребность ребенка в общении с другими детьми возникает в раннем детстве и отчетливо выявляется на 3–м году жизни. Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении со взрослым.
Форма общения- коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам.