Работа с источниками информации
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для еѐ хранения и использования. В зависимости от способа предоставления информации различаютдокументы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные и компьютерные (звуко-, кино-, видеозаписи на дисках и пр.); кроме того, документы подразделяются на первичные и вторичные (результаты определѐнной переработки первичных или сведения о них).
Первичные документы и издания. Книги– непериодические текстовые издания объемом свыше 48 стр. Брошюры– непериодические текстовые издания объемом 4 - 48 стр. Монографии– книги, содержащие всесторонние исследования одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Учебные издания– непериодические издания, содержащие систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. Периодические издания, т.е. выходящие через определѐнные промежутки времени: сборники научных трудов институтов, вузов, научных обществ и пр. Нормативно-технические документы: стандарты, инструкции, типовые положения, методические указания и пр. Патентная документация– совокупность документов, содержащих сведения об открытиях, изобретениях и др. видах промышленной собственности. К основным видам непубликуемых первичных документовотносятся научно-технические отчеты, диссертации, депонируемые рукописи, научные переводы, конструктивная документация, информационные сообщения и др. Вторичные документы и издания: Справочные изданиясодержат результаты теоретических обобщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера. В обзорных изданияхсодержится концентрированная информация, полученная в результате отбора, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определѐнной теме за определѐнный промежуток времени. Реферативные изданиясодержат сокращенное изложение первичного документа или его части с основными фактическими сведениями и выводами. Библиографические указателиявляются изданиями книжного или журнального типа, содержащими библиографические описания вышедших изданий. Вторичные непубликуемые документы: регистрационные и информационные карты, учетные карточки диссертаций, указатели депонированных рукописей и переводов, картотека конструкторской документации, информационные сообщения. Документные классификации. - традиционное средство упорядочивания документальных фондов; Универсальная десятичная классификация (УДК)– является международной универсальной системой, позволяющей детально представить содержание документальных фондов и обеспечить оперативный поиск информации (собственность Международной федерации по документации). Международная классификация изобретений (МКИ)– основное средство организации и поиска информации в мировом патентном фонде. Закономерности производства НТИ: рост числа журналов и количество содержащихся в них статей характеризуется экспоненциальной зависимостью; старение документов, т.е. с увеличением срока выпуска ценность издания как источника информации падает.
Процесс ознакомленияс литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой. Затем просматриваются библиографические указатели фундаментальных библиотек. Собственная библиографияпо интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов, представляет собой наборы карточек со сведениями о книгах, журналах, статьях и т.д. Читательские каталоги, носящие справочно-рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный. Упорядочение прочитанных источников: с помощью картотеки, состоящей из трѐх разделов: «Прочитать», «Выписки» и «Прочитано».
Ученые выявили четыреосновных способа обработки информации при чтении. Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам, по понятиям. Средства повышения скорости чтения:-дифференциальный алгоритм - интегральный алгоритм. 1. Название 2. Автор 3. Выходные сведения 4. Содержание 5. Факты 6. Особенность излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными ? 7. Новизна материала и возможность его использования в практической работе
Одновременно с выбором и уточнением темы можно работать с литературными источниками. Начинать эту работу следует с анализа той литературы, которая была изучена студентами на практических занятиях, в ходе написания реферативных, контрольных работ, а также в других видах учебного процесса. Потом можно переходить к работе с каталогами библиотек, при этом следует обращаться за консультациями к работникам библиотеки. Ознакомление со специальной литературой советуем начинать с работ теоретического характера, т.к. они помогут получить правильное представление о содержании основных вопросов, подлежащих раскрытию в теме. Одним из наиболее распространенных видов научно-исследовательской работы является реферирование. Реферирование — это специфическая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разделение текста на части, после чего следует свернутая запись основных смысловых блоков текста. Написание научно-исследовательской работы помимо расширения знаний студента по определенной проблеме направлено на овладение методами работы с научной литературой: сравнительный анализ объектов, процессов и явлений; полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования; подготовка аргументированных выводов и предложений. При написании реферата, теоретической части курсовой и выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:
конспектирование — ведение детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений анализируемой работы;
аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;
рецензирование — это вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.
Необходимо выделить те методические вопросы, которым будет посвящен эксперимент. При изучении теоретических работ необходимо в каждом конкретном случае уяснить: основную идею анализируемого источника, сформулировать ее; степень аргументированности авторских утверждений;
возможности практической реализации материала; степень новизны авторской позиции.
В ходе этой работы должен составляться библиографический список, о правилах оформления которого будет говориться позже. Составление библиографических карточек для индивидуального каталога облегчит студенту грамотное оформление списка литературы, позволит не упустить ни одну из нужных книг и статей. Как только в поле зрения студента попадает новая публикация, как только он начинает работать над книгой или статьей, сразу же должна быть составлена библиографическая карточка. Эти карточки, подобранные по алфавиту, составляют маленький персональный каталог по теме квалификационной работы. Он удобен тем, что не только систематизирует всю изученную литературу, но и легко дополняется названиями новых публикаций. На оборотной стороне карточки можно давать краткую аннотацию книги или статьи, что поможет в дальнейшей работе над ними даже через определенное время. Работа над персональным каталогом должна вестись постоянно, вплоть до написания и защиты квалификационной работы. Далее следует переходить к теоретическому анализу отобранной литературы. Это предполагает осмысление и творческую переработку довольно большого объема литературы и требует значительного количества усилий и времени. В результате закладывается теоретический фундамент будущей работы, а реферирование изученной литературы ложится в основу теоретической части работы. Весь изучаемый материал не следует просто переписывать, его надо как бы пропускать через себя, тщательно осмысливая и выбирая самое необходимое, отрабатывая методологическую базу своей работы.
В итоге работы с научной литературой студент должен хорошо освоить теоретический материал, содержание основных литературных источников, в которых раскрыта проблема, и представлять себе то научное смысловое пространство, в котором существует тема исследования. Это пространство включает в себя следующие компоненты: тема исследования, его цели и задачи, понятийный аппарат исследования (основные понятия и категории, используемые в научном исследовании).