Научные направления, проблемы, темы
В научно-исследовательской работе различают научные направления, проблемы и темы. Под направлением понимают сферу научных исследований коллектива, посвященных решению каких-либо крупных,
фундаментальных теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Успех научной работы, ее эффективность во многом зависят от того, насколько удачно обосновано научное направление. Структурными единицами направления являются комплексные и единичные проблемы, темы и вопросы.
Комплексная проблема включает в себя несколько проблем.
Под проблемойпонимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Полезность таких задач и их экономический эффект иногда можно определить только ориентировочно.
Проблема состоит из ряда тем. Тема – это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только
теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект.
При анализе темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании – разработать новый материал, конструкцию, прогрессивную технологию строительства и т.д. Решение проблем ставит более общую задачу – сделать открытие, решить комплекс научных задач, обеспечивающих ускорение теоретических разработок и процесса общественного производства.
Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.
Первый этап - формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос-проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат.
Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.
На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы, т.е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа методом последовательного приближения исключают возражения в пользу реальности данной темы. После такой "чистки" окончательно составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы. При выборе важно уметь отличать псевдопроблемы от научных проблем. В технических направлениях наибольшее количество псевдопроблем возникает вследствие достигнутых успехов или трудностей в развитии науки. Особое место среди них занимают проблемы, которые повторяют решаемые или уже решенные. Дублируемые псевдопроблемы обуславливают дополнительные затраты на оборудование и труд ученых. Иногда дублирование проблем не совсем бесполезно. Так, в науке известны случаи, когда при повторной разработке проблемы достигали более значительных результатов. Однако в целом разработка таких псевдопроблем приносит больше вреда, чем пользы. В последнее время в науку вовлечена огромная армия работников, непрерывно выдающих информацию. Кроме того, имеются большие трудности в освоении научной информации. Все это создает предпосылки для разработки уже решенных проблем. Более 50% направляемых заявок на изобретение в той или иной степени дублируют уже решенные вопросы. В науке около 60% повторений в исследованиях приходится на одиночек, которые допускают ошибки при выборе тем. Значительно меньше ошибок в выборе направлений, проблем и тем наблюдается в научных коллективах. После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник или коллектив, как правило, самостоятельно приступают к выбору темы научного исследования. Различают три разновидности тем:
- темы, возникающие в результате развития проблем, над которыми работает данный научный коллектив;
- инициативные;
- «заказные».
Естественно, что лучше всего брать темы первой группы.
Инициативные темымогут возникать при двух взаимоисключающих ситуациях: в результате хорошей научной подготовки обучающегося и при его недостаточных квалификации и научном кругозоре. Научный руководитель должен разобраться в ситуации, по мере возможности поддержать инициативу обучающегося, однако эта поддержка не должна ставить под угрозу успешное выполнение работы.
Заказные темы, как правило, связаны с основными планами научно-исследовательских работ в отрасли или объединении. По актуальности и народнохозяйственному значению «заказные» темы обладают рядом преимуществ перед другими, поэтому в первую очередь их надо анализировать с позиций реальности выполнения и возможности создания теоретической базы.
При выборе темы основными критериямидолжны быть актуальность, новизна и перспективность; наличие теоретической базы; возможность выполнения темы в данном учреждении; связь ее с народнохозяйственным планом; возможность получения при внедрении результатов исследований технического и экономического эффекта.