Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формированиязависимой переменной

(низкий уровень брачности среди студенческой молодежи)

При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для исследования объекта, т.е. процесса формирования готовности вступления молодёжи в брак.

1. Готовность(С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь». В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия»

2.Брак (по Н.В. Малярову) - регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям.

3. Брачность (по Н.В. Малярову)– это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки.

4. Готовность к браку (по Н.В. Малярову) - формирование определенного нравственного комплекса, подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству, способность к самоотверженности по отношению к партнеру, наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, высокая эстетическая культура чувств и поведения личности, умение разрешать конфликты конструктивным способом,способность ксаморегуляции собственнойпсихики и поведения».

5. Студенческая молодежь-

Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования зависимой переменной.

Сущностное определение:

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям.

Родовой признак:один из видов брака

Родовое понятие: совокупность всех видов брака

На основе сущностного разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (готовности к браку) среди других.

Содержательное определение:

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом, характеризующийся «психологической готовностью к браку», направленный на создание исохранение семьи.

Видовые признаки: (особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):

· заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом,

· характеризующийся «психологической готовностью к браку»,

· направленный на создание или сохранение семьи.

Пример: В качестве примера можно указать профессиональное самоопределение личности в дошкольном детстве (ролевые игры малыша), в младшем школьном возрасте (подражание взрослым), в подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, в зрелости (период реализации себя как личности), в пожилом возрасте (уход из профессиональной жизни).

Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее содержательное определение.

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям, а так же «психологической готовностью к браку»партнеров к браку.


Типологизация свойств объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной

Разработаврабочее содержательное определение объекта исследования, проведём типологический анализ,одного выбранногосодержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования.

Исходя из того, что в качестве теоретической основы исследования выбрана теория профессионального развития личности Э. Ф. Зеера, типологизировать это явление можно по «доминантной деятельности».

Основание типологии.

Проведём типологизацию свойств объекта – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – «психологическая готовность» (теория Н.В. Малярова).

Выделение типологических групп в исследовании.

Выделим категории психологической готовности студенческой молодежи к браку .

Типы «доминантной деятельности» в разные периоды взрослости:

1. Физическая зрелость. Характеризующаяся завершением физического развития человека, сексуальной зрелостью.

2. Социальная зрелость. Характеризующаяся завершением образования, приобретением профессии или продолжением получением высшего образования, началом самостоятельной трудовой деятельности.

3. Этико-психологическая зрелость.Характеризующаяся сформированным идеалом современной семьи, целями, мотивами вступления в брак, а также ожиданиями от него.

Вывод:В данном параграфе была разработана концептуальная модель объекта исследования (профессиональное самоопределение личности (старшеклассника)). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Н.В. Малярова, было разработано сущностное определение брака, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее сформулировали рабочее содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство («психическая готовность к браку»). На его основе провели типологизацию объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив определенные этапы взрослости личности: «физическая зрелость», «социальная зрелость», «этико-психологическая зрелость».

§3.Операционализация концептуальных понятий исследования формирования профессионального самоопределения личности

После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.

Наблюдаемые проявления «категорий готовности к браку» на определенном этапе взрослости личности, принадлежащей к такой социальной группе, как молодежь.

Название категорий готовности к браку Теоретическое определение категории Операциональное определение категории через наблюдаемые проявления
  Физическая   Физеологическая способность человека к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, выносить и родить здорового ребёнка. Завершение физического развития человека.   Способность молодых людей (лиц от 16 до 30 лет, отличающихся определенными интересами и системой уклада жизни, относящихся к студенческой социальной группе) к созданию семьи: рождению ребенка, его вынашиванию и рождению, без ущерба для своего здоровья. Завершение физического развития молодого человека.
Социальная Устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности, достижением процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Устойчивое состояние представителя студенческой молодежи, характеризующееся целостностью сознания, предсказуемостью в действиях , социальной направленностью поведения лиц от 16 до 30 лет во всех сферах жизнедеятельности, особенно в семейной сфере, достижением процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом.
Этико-психологическая Достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к самостоятельности в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. Достижение в развитии личности молодого человека в возрасте от 16 до 30 лет, являющегося студентом, характеризующееся его способностью к самостоятельности в семейной жизни, устойчивой системой ценностей, в особенности семейных, которые необходимы для создания семьи, и взглядов на мир, мнений и убеждений.  

Из перечисленных выше категорий «готовности к браку» на определенном этапе взрослости личности, принадлежащей к такой социальной группе, как студенческая молодежь, выберем третью категорию готовности к браку - этико-психологическую.

Необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно. Соответственно категории «этико-психологическая готовность» соответствуетдостижение в развитии личности студента в возрасте от 16 до 30 лет,характеризующееся его способностью к самостоятельности в семейной жизни, устойчивой системой ценностей, взглядов на мир, мнений и убеждений.

Следовательно, можно выделить следующие его наблюдаемые проявления:

ü Уровень семейных ценностей в среде студенческой молодежи

ü Степень устойчивости сформированных этико-психологических установок личности

ü Степень стремления получить высокое положение (статус) в обществе, связанный с выбором «престижной» профессии

ü Степень стремления получить высокую заработную плату

ü Уровень стремления развивать науку

ü Уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения

Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости, была выбрана третья категорий готовности к браку - «этико-психологическая», в которой происходит ценностное и психологическое формирование готовности к браку, также указали наблюдаемые проявления этого типа

§4. Обоснование и определение переменных исследования формирования готовности молодёжи к вступлению в брак

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании формирования готовности к браку, складывающегося под влиянием социокультурных ценностей. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для зависимойпеременной исследования.

Итак, операциональными понятиями, которые описывают категории готовности к вступлению в брак, будут вышеприведенные наблюдаемые типы готовности к вступлению в брак. Эти операциональные понятия являются зависимыми по отношению к переменным исследования. Ихизменение выступает в качестве следствия изменения социокультурных ценностей.

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы социальную значимость объекта исследования. В качестве зависимой переменной исследования выберемэтико-психологическую готовность вступления в брак.

Вывод:В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в зависимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию социальной значимости была выбрана зависимая переменная – этико-психологическая готовность вступления в брак.

Готовность к браку ―это определенная степень личностной зрелости, которая помогает мобилизовать ресурсы, при семейной проблематике, включающая в себя различные виды готовности, такие как физическая зрелость, понимающаяся как половая, и социальная зрелость, наиболее убедительное свидетельствующая о вступлении молодых людей в пору взрослости, этико–психологическая готовность, характеризующаяся осознанностью мотивов вступления в брак. и сексуальная подготовность, подразумевающая наличие соответствующих знаний.

Наши рекомендации