Осн. теорет. направ-ния зарубеж. П пер-да открытого кризиса.
Причина кризиса в Y-ии по Выготскому: кризис методологических основ в Y-ии, он центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом 1-я Y-ии как науки о сознании. Основными теоретич. направл-ми зарубеж. Y-ии в этот период были: глубинная Y-ия, гештальтУ и бихевиоризм. 1. Глубинная П - одно из 1ых псих-их напр-ий, появившихся в рез-те разделения Y-ии на разные школы. В отличие от гештальтУ-и в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет Y-ии, но и приоритеты- на 1-ое место выходит не интеллект, а мотивация. Предмет Y-ии - глубинные, бессознательные стр-ры психики. Метод Y-ии - психоанализ. Глубинная Т в отличии от бихев-зма и гештальтУ, так и не стала школой, а предст. собой набор отдельных теорий бессознательного. Психоаналитические исследования психики явл. одним из наиболее ценных вкладов в формирование У-ии. Учеными этого направления впервые были исследованы и описаны стр-ра и этапы становления Л-ти, раскрыты движущие силы и мех-мы Л-го роста, разработаны методы диагностики, коррекции эмоционально-П-ой сферы чел-а. Несмотря на то, что некоторые положения этого направления уже устарели -осн. открытия составляют ядро современной концепции формирования Л-ти. Теория Фрейда: его взгляды можно разделить на 3 обл-ти:1)метод лечения функциональных психич. заболеваний, 2)теория Л-ти, 3)теория общества. При этом стержнем всей системы явл. его взгляды на 1-е и стр-ру Л-ти ч-ка. 1-е психики - приспособление, адаптация чел-а к окруж. среде. Движ-ие силы псих-го 1-я - врожденные, бессознательные влечения, т.е. не интеллектуал, сфера, а эмоции и мотивы чел-а; познавательное 1-е - следствие мотивационного. Психика состоит из 3 слоев: сознательное, предсознательное и бессознательное. Бессознат-ый слой: ИД - энергетическая основа псих-го т-я - врожденные бессознат. влечения, стремящиеся к удовлетворению: инстинкты жизни (либидо-специфическая энергия инстинкта жизни), инстинкт смерти(не имеет имени, но Фрейд о ней писал). ЭГО - врожд. - нах-ся в сознател. и предсознат. слое. Если ИД в процессе жизни расширяется, то ЭГО сужается, т.к. реб-к рождается с « океаническим чувством «Я»» - весь мир. Со t-ем он видит границу м\у собой и миром => локализует свое «Я». СУПЕР-ЭГО - неврожд., формируется в пр-се жизни реб-а. Мех-мом форм-ния яв-ся идентификация с близким взрослым своего пола => эдипов комплекс (у мальчиков), комплекс Электры (у дев.). М\у тремя структурами - неустойчивое равновесие, т.к. содержание и направление их т-я противоположны др. ЭГО - арена борьбы м\у желаниями ИД и совестью, самонаблюдением и идеалами ч-ка, предупреждающими о невозможности выполнения желаний. Мех-мы псих-ой защиты помогают ч-ку смягчить или предотвратить конфликт м\у ИД и СУПЕР-ЭГО. Теория К.Г.Юнга: Стр-ра Л-ти состоит из 3-х частей: 1).коллективного бессознательного («П-ть поколений»). Состоит из архетипов-форм, организующих и канализирующих псих-ий опыт индивида: ЭГО - центральный эл-т Л-го сознания-целостное осознание собственной Л-ти, собранное из разрозненных данных Л-го опыта; ПЕРСОНА - та часть Л-ти, которую мы показываем миру, какими хотели бы быть в глазах др. людей; ТЕНЬ- центр Л-го бессознательного; АНИМА (у мужч.) и АНИМУС (у жен.) - те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле; 2)индивидуального бессознательного; 3)сознание. 2)иЗ)-Л-ные прижизненные приобретения. Исходя из стр-ры души Юнг создал свою типологию Л-ти, выделив 2 типа: экстровертов (ориентированы на внешнюю часть своей души) и интровертов (внутренюю часть души, строят свое поведение на основе собственных норм и убеждений). Др. представ-ли этого направл-я: Альфред Адлер, Карен Хорни, Райх, Гарри Стэк Салливан, Малиновский, Фромм, Анна Фрейд.
2. Бихевиоризм 1913- заложен амер. ученым Дж.Уотсоном. Ядром исследовательского м-да бихев- зма - эксперементальное изучение связи м\у стимулом(б) и реакцией(К) (первоначально изучал
3.Торндайк). Предмет Y-ии -поведение (Q-но наблюдаемая система реакций организма на внеш. и внутрен. S-лы). Метод исслед-я - внешнее наблюдение (или Q-oe наблюдение =>объективная П-ия). Э.Торндайк - впервые стал исследовать процесс научения с позиции Q-ного наблюдения, фиксируя связь м\у стимулами, с к-ми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями.
Изучал зависимость связей, лежащих в основе научения, от поощерения и наказания => и закона научения: *закон повторяемости (упражнений)- чем чаще повторять тем связь м\у S и R прочнее. *закон эффекта - из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, > прочно связываются с ситуацией те, к-ые вызывают чувство удовлетворения. (=> всегда д.б. подкрепление). *3акон готовности - образование новых связей в зависимости от состояния субъекта. *3акон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении 2-х раздражителей 1 из них вызывает позитивную реакцию, то др. приобретает способность вызвать ту же самую реакцию.
=> обучение путем проб и ошибок. Дж.Уотсон - повед-е следует объяснять из отнош-й м\у непосредственно наблюдаемыми воздействиями физич. раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемых ответов (реакций) =>. S-R => процессы м\у S и R
(физиологические или псих-ие) - Y-ия должна устранить из своих гипотез и объяснений. Уотсон заменил все традиционные представления о псих-их явлениях их двигательными эквивалентами. Т.ж. исследовал речь и М-ие - одинаковая природа. М-ие - та же речевая реакция, сопровождаемая такими же мышечными сокращениями, но меньшей интенсивности. Речь формируется: внешняя речь- шепот- внутренняя речь. Эмоции - рез-т наших привычек, изменяются в зависимости от обстоятельств. Беррес Фредерик Скиннер - считал необходимым систематич. подход к пониманию чел. повед-я. Стремился понять причины повед-я и научиться им управлять. Разработал методы целенаправленного обучения и управления повед-ем. Оперантное поведение (на основе представления о том, что умения и знания представляют собой вариации поведения): - психика основана на рефлексах разного рода, при оперантном обучении- подкрепляется не стимул ( как у Павлова), а поведение операции, которые совершает субъект в данный момент и к-ые приводят к нужному рез-ту. Оперантным научением объяснял Т-е речи- как особой вербальной формой поведения. Бихев-зм стал ведущей психологич. школой 20 в. в США. Уверенность в необ-ти и возмож-ть направленного обучения, формирующего опред. тип Л-ти, а т.ж. методы, осуществляющие пр-сс научения явл. одним из достояний этого направления. 3 Гештальт. П.) В нач. 20-х годов в Германии - Макс-Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Левин - заложили методологию этой школы. Предмет- некое сочетание сознания ч-ка и апперцепции. Исследовали содержания психики, познават. пр-сов, а т.ж. стр-ры и динамики 1-я Л-ти. Основой психики - не отдел, эл-ты сознания, но целостные фигуры гештальты, св-ва к-ых не явл. суммой свойств их частей. Идеи, Р-мые гештальт П-ей, основывались на экспериментал. исслед-и познават. пр-сов. Это быпа 1-ая школа к-ая начала строго экспериментальное изучение стр-ры и качеств Л-ти, т.к. метод психоанализа-нельзя было считать ни Q-ным, ни экспёрементальным. Вертгеймер - исследовал феномены психич. поля, законов по к-ым оно образуется и реорганизуется. Выделил законы и св-ва восприятия (законы гештальта), мех-мы творч. М-ния. Курт Коффка - изучение св-в, законов и 1-я восприятия. Рез-ты: синтез Y-ии 1-я и гештальтУ-ии, законы 1-я гештальтов. Кёлер - изучал законы и 1-е образно-схематич. М-ния, изоморфность псих-го, психофизич-го и физич-го полей. Левин -Теорию Л-ти назвал- «Теория псих-го поля»: Л-ть живет и т-ся в псих-ом поле окруж. ее предметов, кажд. из к-ых имеет определенный заряд (валентность). Воздействуя на ч-ка, предметы вызывают в нем потребности, к-ые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение чел-а. В этом состоянии ч-к стремиться к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потреб-ти. Выделил 2 рода потреб-тей: биологические и социальные (квазипотребности). Поведение - одновременно функция Л-ти и псих-го поля. Потребности в стр-ре Л-ти нах-ся в опред. иерархии. Теория конфликтов: 3 типа конфликтов: -«стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». Работы Левина позволяли проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно Л-го повед-я чел-а, позволяющего ему преодолеть давление среды, др. людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квази потребности. К серед, 30-х годов классич. бихев-зм и гештальтУ-ия распались.
Сущ-ло 3-й т.зр. по поводу преодоления или не преодоления кризиса: 1)кризис П. остался непреодоленным, т.к. идея идеальной общей псих-ой теории - утопическая. 2)Кризис преодолен в том понимании, в котором он сложился в 10-30 гг.: нет методологической проблемы. 3)Не м.б. преодолен вообще.
52. Основные этапы развития отечественной П-ии в 20-м веке.
Первый период 1-я отечест. Y-ии- до революционный (до 17 года), 1-сь естественнонаучные взгляды на Y-ию, в основе взгляды Сеченова Ивана Михайловича(рефлексы, центральное торможение, обратная связь), БехтеревавладимирМихайлов.(Принципы рефлексологии, индивид, индивидуальность, Л-ть, доминанта), Павлова Ивана Петровича(учение о ВНД-и, условный рефлекс, анализаторы).В это t возникло учение о рефлексе, к-ое оказало влияние на возникновение бихевиоризма. 1914г.-открытие 1го в России псих-го института при МГУ - основатель Георгий Иванович Челпанов.(В своей псих-ой концепции он отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии. Доказывал, что Y-ия - независимая, самостоят, экспериментал. наука. Ее предметом явл. изучение S-ых состояний сознания. Т.о. Челпанов считал Y-ию наукой о сознании, феномены которой не м.б. сведены к физиологич. явлениям или выведены из них. Способствовал установлению эксперимента, как метода псих-го исслед-нйя). Второй этап- период1922-23г.- период разработки естественно-научных основ в Y-ии. Осуществлялась попытка приблизить естественные науки к Y-ии т.о. чтобы сделать естествознание ее фундаментом(физиол., биол., хим., физ.).1923-г.- книга Павлова И.П. «20-ти летний опыт».В книгах Ухтомского Алексей Алексеевича содержалась развернутая система задач, в к-ой предстояло решить задачи совместно с физиологами. Проблема физиологических основ псих-их процессов разрабатывалась с этого t-и строго научно и ее решение входит в отечеств. Y-ию в качестве естественно-научного основания. Ухтомский(разработал понятие доминанта-господствующий очаг возбуждения; его идеи связывают в единый узел Y-ию мотивации, познания, общения, Л-ти). Третий этап- 1923-1930г. -поиск путей построения Марксистской Y-ии. Задача - создать науку, которая бы соответствовала идеологии того t-и. Появилось 2 направления перестройки Y-ии: 1-рефлексология, 2-реактология. 1- основатель Бехтерев -в ее основе положение о том, что нет вообще ни одного сознательного процесса мысли, который не выражался бы в 0-ных проявлениях => Предмет изучения рефлексологии- все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Методы- Q-ные методы (внешнее наблюдение). Пик 1-я в середине 20-х г. в Ленинграде и Харькове. 2- Идеи были сформулированы Корниловым Константин Николаевичем( ученик Челпанова)- трактовалась как наука о поведении живых существ. Задача- исследование поведения как совокупности реакций чел-а на биосоциальные раздражители. С помощью эксперементальных методов изучались- быстрота, сила и форма протекания реакций. 1 и 2-непосредственно влияли на Т-е и становление прикладных отраслей Y-ии-психотехника и педология (20-нач.ЗО-х г.). Психотехника-Шпильрейн и Геллерштейн(проф. Отбор, адаптация рабочего места, и т.п.). Педология- Нечаев Андрей Петрович, Басов Михаил Яковлевич, Павел Петрович Блонский, П.Я.Гальперин, Выготский, Леонтьев- решали проблемы, связанные с рационализацией педолог-го процесса. Психотехнику и педологию запретили в момент интенсивного и плодотворного творчества ведущих учень1х, что нанесло ущерб Y-ии в нашей стране. Четвертый этап-30-40г (далее хронологической последоват-ти в истории Y-ии нет).Рубинштейн Сергей Леонидович -разработал методологический принцип Y-ии, принцип сознания и Д-ти, однако основой 1-я Д-го подхода стала культурно-историч. Y-ия Выготского. Леонтьев Алексей Николаевич-кн. « Д-ть, сознание, Л-ть», Понятие Д-ть-главная образующая психики, движущая сила 1-я. Цель исслед-ия - разработка структурного анализа Д-ти , выделение в ней компонентов и уровней; доказывал ведущее значение культуры, межЛ-го общения для сложного процесса восхождения от индивида к Л-ти, изучал проблему Т-я психики. В процессе становления отечеств. Y-ии 2 научные школы: Московская псих-ая шк.-МГУ -Выготский, Петровский А.В., Лурия А.Р., Теплов БорисМихайлович, Смирнов АнатолийАлексанр. и др. Ленинград, псих-ая шк.-Бехтерев, Ананьев Б.Г., и др. Разногласия 2-х псих-их шк. - сосредоточены вокруг проблемы Л-ти, биолог. И социально обусловленные свойства Л-ти. В196бг.-открылись ф-ты Y-ии в МГУ и ЛГУ.
53. Проблема возраста и возрастной периодизации.
Возраст- определенная качественно своеобразная ограниченная во t-и степень 1-я индивида; - 0-ная, исторически изменчивая/ фиксированная стадия Т-я индивида в онтогенезе. В физиологии, Y-ии, соц. науках это понятие имеет разное содержание:
1) биологич-ий возраст (морфофункциональные особ-ти организма). Критерии -прорезание молочных и пост. зубов, -скелетная зрелость(окстенение), -вторичные половые признаки. 2)социальный возраст-дошк., шк., студенч., рабоч., пенсион. 3)Псих-ий возраст-умствен-ый воз-т(коэфиц-т интеллекта), -психосексуальный возр-т.=>Проблема согласованности м\у разными категориями и аспектами возраста. Периодизация Т-я относится к числу наиболее сложных и не имеющих однозначного решения проблем и Y-ии и физиологии.Об этом свидет-ет различные подходы к период-ии Т-я. Причины проблем: отсутствие общепринятого критерия, к-ый был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию период-ии -Выготский-признак, на основании к-го можно отличить одну эпоху детства от др., должна быть: ^показательным для суждения об общем T-и р-ка; ^легкодоступным для наблюдения и 0-ым.(напр., процесс смены зубов.-Выгот.). Выготский определил критерии возр. период-ии: *по внешнему признаку; *по внутреннему признаку (Блонский); *по 3-м признакам(Эльконин). Отечест. психологи (Эльконин, Выгот.) раскрывают качественное своеобразие каждого периода Т-я на основании: 1)0пред-ие соц. сит-ции Т-я (Выготский)- особое сочетание внутр. проц-ов Т-я внешн. условий, кот-ые яв-ся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику псих-ого Т-я и новые своеобразные псих-ие образования, возникшие к его концу. (Эльконин)- конкретная форма отношения реб-ка с окруж. миром, взрослыми, отраженная в его переживаниях. 2)Выявление ведущего типа Д-ти (Леонтьев)-влияет на Т-е и формир-ие всех черт Л-ти, познав-ых возможностей, хар-ые именно для этого периода. 3)Псих-ие новообразования -вед. Д-ть способствует прояв-ю кач-ых особ-ей. Переход от 1-ой вед. Д-ти к др.2 смена возр. периода. С учетом этих критериев принята ел. периодизация возрастов: Млад-ий возраст (0-1г.);Ранний возраст (1-2г.);Дошк. возраст (3-6 л.);Мл.шк. возраст (7-10л.);Ср.шк./подр. (11-14л.);Старш. шк./ран.юн-ть (15-18л.). Переход от одного периода Т-я к др. может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис-период жизни чел-а когда в течение относительно короткого t-и выявляются резкие и существенные псих-ие сдвиги и изменения Л-ти, Т-е- бурное и стремительное. Основн. возрастные кризисы- «рождения», 3-х лет («Я сам»), подростковый(самый яркий).Периодизация Эльконина: 1. Младший возраст-0-1 г. - вед. Д-ть- непосредстве, эмоц-ое общение, формируются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия (регуляция зрит-ми, слух-ми, мышечно-двигат. и др. ощ. и воспр.). Новообразование-потребность в общении. 2. Раннее детство-1-Зг. -вед. Д-ть.- предметно-орудийная. Новообразование- Т-е речи и наглядно-действенного М-ия. З.Дошкрл. возраст-3-7л. -вед. Д-ть- ролевая игра, новообразование- стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой Д-ти. (готовность к школе). 4.Мл. шк. возраст-7-11л.- вед. Д-ть- учение, новообразование- произвольность псих-их явлений, внутренний план действий, рефлексия. б.Подростк. возраст-11-15л.-вед.Д-ть- общение в системе общественно-полезной Д-ти (уч., общ-но-органиационной, трудовой).Новообразование- формирование самооценки, критическое отношение к окруж. людям, стремление к «взрослости», самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. 6.Юношеский возраст-16-17-18л.-вед. Д-ть- проф. становление. Новообразование-формирование ценностей, идеалов, мировоззрения, осознанное учение. Основные позиции Эльконина: каждый возраст, пер-д хар-ся 3-мя показателями: 1-определение соц-ой ситуации Т-я-конкретная форма отношения реб-а с окруж. миром, взрослыми и т.д. 2 - выявление вед. типа Д-ти и 3 - основные псих-ие новообразования-как в псих-их процессах, так и в св-вах Л-ти. Вывод(по Эльконину): в каждой точке Т-я реб-к подходит с расхождениями м\у тем что он усвоил из системы «ч-к—ч-к» или «ч-к-предмет». Когда расхождение достигает наибольшей величины, возникает «кризис». После него идет Т-е той стороны, к-ая отставала, но каждая из сторон подготавливает Т-е др. -есть закон периодичности, т.е. общий закон детск. Т-я.Стадиальность как закон Т-я исследуют многие ученые, к-ые занимались проблемами возрастной Уии, Жан Пиаже-4 стадии, Эриксон-8 ступеней, Теория Колберга- Т-я нравственного сознания.