Методика двойной стимуляции.

«Методика двойной стимуляции» или «Методика функциональные эквивалентные понятия Выготского-Сахарова».

Данная методика направлена на исследование понятийного мышления человека, его функционального развития.

Понятийное мышление - (вербально-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.

Эта методика раз­работана в конце 20-х годов под руководством Л.С.Выготского его учеником Л.С.Сахаровым с уче­том методических приемов, предложенных в вюрцбургской школе (Нарцисс Ах).

Исходная ситуация в методике образования ис­кусственных понятий включает два ряда стимулов:

1. Первый - это определенный набор объектов, отлич­ных друг от друга по ряду признаков, каждый из ко­торых имеет несколько параметров. В методике Аха такими объектами были картонные геометрические тела, различные по цвету (4 параметра - красный, зеленый, желтый, синий), форме (3 параметра - кубы, пирамиды, цилиндры), весу (тяжелые и лег­кие) и размеру (большие и малые).

2. Второй ряд сти­мулов - набор условных обозначений, бессмысленных слогов или слов. Путем совмещения двух данных ря­дов экспериментатор строит искусственные понятия. Для этого он сочетает признаки объектов (или не­которые из них), давая каждому сочетанию свое обо­значение. Значимыми для построения эксперимен­тальных понятий в методике Аха были два признака - вес и размер. Сочетание параметров этих призна­ков разделяет объекты на 4 группы - искусственные понятия.

Таким образом, понятие (в экспе­риментальном исследовании) - это группа, или класс объектов, имеющих общее обозначение и обла­дающих хотя бы одним общим признаком. Для испы­туемого образование понятия – это выделение их значимых общих признаков (содер­жание понятия).

В процессе образования понятия субъект присва­ивает условное значение первоначально бессмыслен­ного слова, которое представляет ему теперь группу сходных между собой объектов. Особенности этого усвоения зависят от задачи, которая ставится перед испытуемым, пред­полагая освоение того или иного понятия. Инструк­ция испытуемого сводится к тому, чтобы определить (выбрать среди предъявленных объектов) все фигуры с одинаковым названием и обосновать свой выбор.

Модификация Выготского-Сахарова:

Стимульная ситуация по сравнению с методи­кой Аха изменяется незначительно. Похожие экспе­риментальные объекты - объемные геометрические фигуры - различаются также по 4-м признакам, правда, вместо веса - высота (высокие и низкие объекты). Искусственных понятий, полученных со­четанием параметров высоты и общего размера - тоже четыре (см. рис. 1). Общее число объектов - около 20-30; так же, как объем каждого понятия, оно не фиксировано.

Рис. 1

  Высота  
Размер       Таро   Фаль Маленький
  Гацун   Рас Большой
  Высокий Низкий  


Процедура проведения опыта:

- объекты расположены в беспорядке на поле перед испытуемым. Опыт начинается с того, что эк­спериментатор выбирает одну из фигур (например, "Рас"), показывает ее название испытуемому и, вы­ложив ее на площадку непосредственно перед ним, ставит основную задачу - отобрать из поля все ос­тальные "расы". Так испытуемый получает первый положительный пример-образец задуманного экспе­риментатором искусственного понятия и начинает свою работу. Выложенный им на площадку ряд объек­тов (смотреть на их названия при этом нельзя) фик­сируется.

- Затем, если отобранный ряд не соответ­ствует понятию, экспериментатор показывает испы­туемому данное несоответствие двумя способами: либо доставая из поля и показывая ему оставшийся там "рас", либо обнаруживая "не-рас" среди отобран­ных на площадке. Этот объект становится вторым (по­ложительным или отрицательным) примером-образ­цом, он ставится на площадку рядом с первым, а все остальные возвращаются на поле. Задача остает­ся прежней, и испытуемый вновь отбирает определенный ряд объектов.

- <...> Этот циклический "алгоритм" - предъявление ново­го образца и выбор объектов - продолжается до тех пор, пока задача не будет выполнена правильно, либо сам опыт не перестанет иметь смысл, т.е. выявится устойчивая стратегия испытуемого при выборе объектов по об­разцу.

Результаты опыта, которые принимаются к ана­лизу, - это ряды отобранных испытуемым фигур. Объективные характеристики каждого такого ряда являются критерием для определения тех психоло­гических средств, которые использует субъект при решении задачи, т.е. понятий и их функциональных эквивалентов.

Финал эксперимента – образование истинного понятия.

Значение и смысл слов.

Значение слова – основная форма существования понятия. Понятие – основной инструмент словесно-логического мышления. Охватывает не единичные объекты и явления, а их группы и классы, позволяет фиксировать с помощью вербального кода общие и специфические свойства всех объектов конкретного класса. На протяжении становления словесно-логического мышления виды обобщения выстраиваются в иерархическую структуру. Освоение словесно-логическим мышлением требует высокого уровня речевого развития и овладения простыми, а за тем сложными логическими операциями.

В процессе онтогенеза формирование псевдопонятий (тот смысл, который ребенок вкладывает в общепринятое значение слова) происходит в первую очередь. Это формирование, как формирование житейских понятий, основано на практическом опыте, преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи, преобладают конкретные, ситуационные элементы. Ребенок практически представляет себе, что означает каждое из этих понятий, и соответствующее слово вызывает у него образ той практической ситуации, в которой он имел дело с этим предметом. Так, например, «собака» для конкретного ребенка – это собака, которая живет у него в доме, или собака, которую он встречает каждый день, когда идет гулять, или игрушка, которую ему подарили на день рождения, или все это вместе (конкретные животные и игрушки) по принципу комплекса образуют псевдопонятие. Объединение в категорию, в понятие, объясняется описанием названного предмета, выделением /описанием его конкретных признаков (большая коричневая) или основных функций (собака - лает).

Истинные понятия отличает наличие отвлеченных логических связей, они строятся с участием вербально-логических операций, через введение понятий в систему более общей логической категории. Выделяются общие признаки (комбинация признаков) для объектов соответствующих данным понятиям, и это понятие координируется с другими – более общими и более частными. Так, та же большая коричневая собака будет включена в понятие породы – ротвейлер, далее включена в понятие «собака», далее включена в более общее понятие домашних животных и т. д.

Процесс формирования истинных понятий - это и есть процесс формирования речевого мышления.

Смысл слова – создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что направлены его действия, как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный смысл, причем смыслообразующая функция принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смыслы становятся единицами сознания, образуют его. Уже в рамках сознания смысл вступает с другими его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последнее.

Другими словами:

§ Смысл – единица сознания. Формируется в деятельности. Сугубо индивидуален («личностный смысл»). Изменяется и развивается в процессе жизни.

§ Значение – элемент образующий смысл. Значение – это способ выражения смысла через понятие (истинное или псевдопонятие). Значений м.б. много, а смысл – один. Значение – это форма существования понятия – инструмента словесно-логического мышления.

Вопрос 37 Определение и основные процессы памяти. Виды памяти и возможности их классификации. Модели памяти. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельность, мотивация и запоминание.

Наши рекомендации