Основной психофизиологический закон.

Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Например, относительный порог различения яркости света равен 1/100, громкости звука – 1/10, вкусовых воздействий – 1/5.

Указанные закономерности являются психофизиологическими зависимостями. Они были открыты в первой половине XIX в. французским физиком Бугером и затем подтверждены и уточнены немецким психофизиком Э.Г. Вебером. Затем был сформулирован закон, который получил название Бугера-Вебера.

Он гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Эта постоянная величина получила название константы Вебера.

Г.Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, названную основным психофизиологическим законом. Согласно этому закону, сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:R = C (lg S - lg So)

R – величина ощущения;

С – константа, связанная с соотношением Вебера;

S – величина действующего стимула;

So – абсолютный порог.

Позднее были предложены другие уточнения основного психофизического закона, учитывающие условия наблюдения и задачи, стоящие перед субъектом.

Вопрос 32 Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Виды и свойства восприятия.

Общее представление о восприятии.

Восприятие – это:

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно действующего на анализатор или систему анализаторов.

2. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно-доступных временных и пространственных связях и отношениях.

Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.

Общее между ощущением (сенсорный образ) и восприятием (перцептивный образ)– функция отражения внешнего мира в чувственной форме.

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Например, взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести и пр.

Восприятие ― активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей им; движения гортани, воспроизводящие звук и т. д.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

2. Двойственная природа перцептивного образа.

В перцептивном образе есть два компонента которые сильно взаимосвязанны друг с ругом и можно разорвать только экспериментально.

1. человек воспринимает предметный мир (явления) – чувственная ткань осознания.

2. предмет (явление) занимает конкретное место в мире – предметная ткань осознания.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

1) поиск объекта

2) выделение наиболее характерных ему признаков

3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

Также важно: «Для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза» (С.Л. Рубинштейн).

Виды и свойства восприятия.

Виды восприятия Свойства восприятия (перцептивного образа)
1.Зрительное (связано со зрительно-моторной координацией) 1. Целостность
2. Слуховое 2. Константность
3. Осязательное 3. Полимодальность
4. Вкусовое 4. Предметность
5. Обонятельное 5. Объективированность
6. Болевое восприятие 6. Означенность
7. Восприятие пространства 7. Избирательность
8. Восприятие времени  
9.Восприятие изображений  
10. Восприятие человека человеком  

§ Целостность восприятия – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Он складывается на основе: обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета.

§ Константность восприятия - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий

§ Полимодальность восприятия – в восприятии предмета, явления участвуют одновременно раздражители нескольких модальностей (слуховые, тактильные, осязательные и т.д.)

§ Предметность восприятия - членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста.

§ Объективированность (структурность) восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Человек слушает мелодию, и услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самых отражаемых объектов.

§ Означенность (осмысленность) восприятия - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщение его в слово. Даже видя незнакомый предмет, мы пытаемся его сравнить, найти сходство со знакомым.

§ Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Наши рекомендации