Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.

2.1 Когнитивный диссонанс - это теория Леона Фестингера, предложена в 1957 году.

«Диссонанс» - несоответствие; «Консонанс» - соответствие

Основы гипотезы:

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Суть теории в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться устранить путем изменения остальных компонентов.

Например, объясняя человеку ту или иную закономерность, давая знание, мы ставим целью изменить его поведение. Дав новое знание, мы организуем диссонанс, который человек впоследствии разрешит изменением компонентов, или, если он не может их изменить, то откажется принять наше знание.

К примеру, вбегая в комнату с криком "Пожар!" мы вызываем диссонанс, который приводит к изменению поведения остальных людей. А можно и наоборот - посеяв панику среди людей, заставив их волноваться (так или иначе, допустим своим примером) без причин (у них будет диссонанс) можно шепнуть им "пожар", и эта идея мигом будет принята.

Так исследование Фестингера показало, что если меняется один из компонентов, то и другие изменятся. Эта тенденция может проявляться разными способами. Например:

- Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправдано.

- Люди, придерживающиеся противоположных взглядов склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс.

- Если люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или принижая ее.

- У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации.

2.2 Ожидание и ценность подкрепления

Эти понятия относятся к Теории Социального Научения (ТСН) Дж. Роттера.

ТСН – это когнитивная теория личности второй половины XX в.Согласно ТСН, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий "поведенческий потенциал", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления", "психологическая ситуация", "локус контроля". Под "поведенческим потенциалом" понимается вероятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек обладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в ТСН относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личности. В ТСН различаются ожидания:

- специфичные для одной ситуации (специфические ожидания),

- ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт различных ситуаций.

Дж. Роттер определяет "ценность подкрепления" как степень, с которой личность при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, кто-то – материальные ценности или более чувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в личностные предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания, ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами. Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется на двух основный переменных – ожидании и ценности подкрепления. В ТСН предлагается формула для прогноза поведения личности, базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание ценность подкрепления.

2.3 Самоэффективность

Понятие из Социально-Когнитивной теории личности Альберта Бандуры.

Имеет два определения:

1. самоэффективность – это чувство самоуважения и собственного достоинства, обозначаюшее реальную компетентность (способность, умение) личности решать жизненные задачи.

2. самоэффективность – это интегральная способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды. Выделяется мотив эффективности, который побуждает ребенка преодолевать чувства неадекватности и неполноценности, побуждает к попыткам стать компетентным. * * *

Наши рекомендации