Понятие о темпераменте и его типах

Структура способностей. Уровни способностей

Классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Для развития способностей должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Задатки -анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях.
Способностив значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека, могут быть потенциальными иактуальными.
Потенциальные способности - не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Талант - высокий уровень развития специальных способностей, развивается в деятельности.
Высший уровень развития способностей - гениальность.О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Общее понятие о деятельности. Основные виды деятельности

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активностьзакладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.

Предметом психологического изучения является личность в деятельности.

Любой вид деятельности связан с движениями. Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками.

Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи,называютдействием.Действияносят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.

Понятие внимания. Физиологические механизмы внимания

Внимание – психически познавательный процесс направленности и концентрации сознания. Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Внимание пронизывает всю психику, все процессы. Не имеет своего предмета. Сознание направлено на источник информации.

Уровни общения. Качества личности, необходимые для успешного общения.

Выделяют шесть уровней общения.

Примитивный

Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно его воспринимают. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать.

2. Манипулятивный. Манипуляция – изменение поведения другого человека с определенной целью.

-собеседник воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей;

-необходима для некоторых бытовых процессов;

- характеризуется имитацией - заинтересованности, учтивости;

- угроза и лесть - крайние формы манипулятивного уровня общения.

3. Деловой. Цель или средства ее достижения, которые людей объединяют, и обуславливают взаимоотношения между ними.

4. Игровой. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями.

5. Духовный. При таком общении человек наибольшим образом открывает собеседнику свою личность, свою душу.

6. Уровень масок. Каждый человек имеет одну или несколько «масок», которыми он пользуется в разных ситуациях.

Качества: коммуникативные качества являются важным условием общения:

- воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обязательность, интерес к людям;

- чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешенность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность

- общительность, коллективизм, авторитетность, обязательность, дипломатичность, демократичность;

- самокритичность, скромность, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбие, уверенность в себе.

- глубокое знание психологии другого человека

Наличие в интеллекте, а также в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе обеспечивали бы успешное общение. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам:

· внимание: достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая его устойчивость;

· восприятие, наблюдательность; умение быть наблюдательным по отношению к окружающим нас людям;

· память - это условие, успешного общения; в общении необходимо постоянно запоминать имена людей, их отчества, лица;

· мышление - способность каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях;

· интуиция: постижение особенностей, характеризующих личность другого человека.

· Воображение: проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами.

Понятие о способностях

Способность – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане.
Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.

По содержанию и степени сложности принято выделять:
– элементарные (основные) способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;
– сложные общие способности – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны всем людям, но в различной степени;
– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный– обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.
Высокую степень одаренности называют талантом.Талант– это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Способности формируются в процессе жизни и деятельности.

Виды воображения

1) Активное – определенная цель. Может быть творческим и воссоздающим (в основе создание образов, соответствующих описанию).

2) Пассивное – сон, галлюцинации, грёзы. Бывает преднамеренным (образы, фантазии, преднамеренно вызванные) и непреднамеренным (ослабление деятельности сознания).

3) Творческое – самостоятельный процесс по своей инициативе, оригинальным способом, оригинальным материалом, оригинальной формой или конструкцией.

4) Репродуктивное – воссоздание образа точной копии.

Уровни интеллекта

Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей.По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.

Факторы интеллектуального развития

Генетические факторы. Тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей.

Факторы, возникающие во время беременности. Сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка.

Факторы окружающей среды.Психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых.

Число детей в семье. Чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта

Социальное положение семьи.

Влияние школы. Личностные качества ребенка. Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе.Личностные качества родителей. Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни.

Общее понятие о воле

Что представляет собой воля человека?
Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенности воли:
- сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
- связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал;

- связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли. Воля имеет условно рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.
Рефлекторная природа волевой регуляцииповеденияпредполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий.

Волевой акт, его структура

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Воля воспитуема.

Структура волевого действия:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Развитие памяти у детей

Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места, времени происходящего события, а также все эмоциональные переживания, сопутствующие данному событию, в сочетании с событиями окружающего мира, происходящими в тот момент времени.

Составляющими памяти являются следующие процессы:

1) создание – возникновение непосредственно самого факта наличия информации, которую необходимо запомнить;

2) сохранение – фиксирование информации в ячейках памяти;

3) воспроизведение – процесс «проигрывания» события (факта), которое было запомнено;

4) сокрытие – всегда относительно, так как некоторая информация хранится в нашей памяти в течение всей жизни, однако «воспроизвести» ее без посторонней помощи мы уже не можем.

Память обладает качественными и количественными характеристиками:

1) длительность – период времени, в течение которого память хранит информацию и извлекает ее в нужный момент без постороннего вмешательства;

2) точность – показатель достоверности и детализации вспоминаемой информации;

3) объем – количество запоминаемой информации за единицу времени;

4) быстрота – скорость, с которой информация переходит из состояния «создание» в состояние «сохранение».

5) готовность воспроизведения – скорость, с которой необходимая информация извлекается из памяти.

Существует три мнения по вопросу памяти детей-дошкольников. Первое говорит о существовании у детей двух видов памяти, где первая – это физиологическая составляющая, а вторая – психологическая (духовная). Согласно второму мнению, память ребенка достигает развития в раннем возрасте, после чего ее активность резко снижается. Третье мнение- развитие памяти достигает своего апогея в возрасте 10 лет, после чего постепенно снижается.

П. П. Блонский высказал свою теорию о строении памяти ребенка, разделив ее на четыре временные составляющие:

– моторная (двигательная) – представляет собой условные рефлексы, начиная с первых движений новорожденного.

- эмоциональная память ребенка, которая основана на запоминании информации и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых этой информацией.

Ребенок в ходе своего развития активно проникает в окружающий его мир человеческих отношений, усваивая – первоначально в очень конкретной и действенной форме – общественные функции людей, общественно выработанные нормы и правила поведения.

Формы переживания чувств

Формы переживания чувств:чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п.
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом.
Страсть– стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительная - страсть к учебе, профессиональному совершенствованию и т.д.. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи.
Стресс– психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.).
Аффект– стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).
Одна из главных особенностей аффекта - данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.

11. Общее понятие о личности в психологии, сущность различий понятий: индивид, личность, индивидуальность
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Индивид– это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Все сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами.Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.
Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание– это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

Виды чувств и эмоций

Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Кзначимыеэмоциям принято относить типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффекты - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.
Собственно эмоцииотличаются от аффектов прежде всего длительностью.

Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждениеи успокоение.Возбужденное эмоциональное состояние носит активный характер.

В частности, принято выделять следующие эмоции:
Радость– положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх– отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Чувства предметны и конкретны, имеющие четко выраженный предметный характер.
Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.

Логические формы мышления

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные - отвлеченные идеи.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм– вывод, сделанный на основе частного и общего суждения.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

Понятие о темпераменте и его типах

Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.
Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики.
Свойства темперамента бывают общиеи конкретные.

Тип темперамента - определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
Свойства: сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции; реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы; активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Темп реакций– скорость протекания различных психических реакций и процессов. Пластичность– легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям.

Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Интроверсия– преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Эмоциональная возбудимость– уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
1) холерический; 2) сангвинический; 3) флегматический; 4) меланхолический.
Чувства у холерикаярко выражены в мимике, пантомимике. Люди отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать. Дети с таким темпераментом очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.
Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.
Сангвиникиоченьпродуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.
Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.
Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.
Чувства флегматиковвнешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы. Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго, мстительны. Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.
Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства. Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях. Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Наши рекомендации