Глава 8. Домашняя школа мышления
Большинство специалистов в области психологии одаренности и творчества настаивают на том, что один из ведущих показателей одаренности — способность эффективно мыслить — поддается тренировке и успешно совершенствуется. Эту способность можно специально развивать почти так же, как, например, тренируют мышцы.
Известно, что существуют универсальные, наиболее эффективные способы решения самых разных мыслительных проблем и этим способам можно и нужно учить
часть II. Детская одаренность
и домашнее образовательное пространство
глава 8. Домашняя школа мышления
каждого человека. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как можно развивать у ребенка способности к эффективному мышлению.
Как составить программу занятий
Под программой отечественные специалисты обычно понимают жестко и максимально подробно описанный алгоритм действий обучающего и учащегося. Материал в такой программе обычно изложен в строгой последовательности от простого к сложному. Большинство этих программ можно образно представить в виде прямой, идущей вверх. Каждое новое достижение (освоение нового материала) обычно возможно только после усвоения предыдущего. Например, начинаем изучать историю с древнейших времен и постепенно приближаемся к современности или начинаем изучать биологию простейших одноклеточных организмов и постепенно доходим до изучения организма человека.
Но это касается учебных программ, применяемых в образовательных учреждениях. Для домашних занятий больше подходят другие программы. Занимаясь развитием мышления ребенка в домашних условиях, наиболее целесообразно строить программу по аналогии с архимедовой спиралью.
Рассмотрим, как действует механизм программы в данном случае. Программа включает в себя несколько относительно самостоятельных блоков, объединяющих различные задания. Ниже представлены блоки, включенные в нашу программу. Они условно названы по направленности составляющих их задач:
• логическое мышление;
• творческое мышление;
• познавательные функции (память, внимание и др.);
• язык познания.
Составляя сценарии отдельных занятий, не следует ограничиваться только конвергетными (логическими)
или только дивергентными (творческими) задачами, надо стремиться привлечь материал из самых разных блоков. Желательно подбирать задачи для занятий таким образом, чтобы они активизировали разные виды мышления и содействовали развитию всех познавательных функций, развивали навыки самостоятельного поиска.
Например: подберем несколько задач на конвергентное (логическое) мышление, затем несколько задач на дивергентное (творческое) мышление и еще можно включить одно-два задания на развитие памяти или внимания. Если первая группа задач построена на материале с геометрическими фигурами (невербальные задачи), то вторую целесообразно сделать на словесном (вербальном) материале; если одни задачи требуют работы с наглядными графическими схемами, то следующие лучше подобрать таким образом, чтобы активизировать способность действовать в уме, и т. д.
В ходе занятий вы быстро выясните, какие задачи вызывают особые трудности, а какие выполняются легко. Поэтому, подбирая задания для следующего занятия, вы что-то можете усилить, а на что-то обратить меньшее внимание. Здесь потребуется интуиция.
Благодаря такой структуре, один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция будут отрабатываться периодически, многократно. Содержание будет постепенно усложняться, расширяться за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
При этом способе структурирования учебного материала нет необходимости составлять и прописывать четкий план занятий. Он будет постоянно корректироваться. Сценарий каждого занятия — это сфера вашей творческой деятельности. Имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты (а диагностическая информация будет добываться вами в процессе самих занятий), вы можете разрабатывать сценарий каждого занятия, сообразуясь с уровнем развития ребенка.
часть II. Детская одаренность
и домашнее образовательное пространство
I
глава 8. Домашняя школа мышления
Далее представлены примеры задач, которые входят в каждый блок. Но важно понимать, что это лишь примеры. Задач таких существует множество, а потому и книг-задачников, содержащих задачи подобного рода, в наше время издается очень много. Пользуясь ими, вы можете подбирать материал для собственной программы развития мышления, пополняя таким образом комплект заданий для занятий с ребенком.
Основы методики проведения занятий
Любая методика кроме частных заданий предполагает ряд общих положений. С них и начнем. В педагогике такие правила обычно называют принципами. Мы будем опираться частично на те принципы, которые выработаны профессиональной педагогикой, частично на свои собственные, продиктованные специфическими особенностями наших образовательных задач.
• Не ждите, когда ваш ребенок станет постарше, начи
найте заниматься с ним с самого раннего возраста.
Существуют благоприятные возрастные периоды для
развития самых разных способностей, и при этом за
мечена закономерность: чем раньше функция вклю
чена в использование, тем больших результатов можно
достичь в ее развитии. Поэтому чем раньше мы нач
нем с ребенком решать задачи на развитие способ
ностей эффективно мыслить, тем на большие резуль
таты мы можем рассчитывать.
• Домашние занятия по развитию мышления не долж
ны быть чем-то инородным, их нужно органично впи
сать в ваше повседневное взаимодействие с ребенком.
Эти занятия лучше рассматривать как совместную игру-
• Сочетайте требовательность к ребенку с уважением
к нему. Это обязательное требование профессиональ
ной педагогики. Важность его очевидна. ;тн
• Стремитесь действовать последовательно. Наша про
грамма предполагает много свободы в корректиров
ке плана, но это не отменяет задачу стремиться дей
ствовать последовательно.
• Постоянно старайтесь находить и использовать но
вые, интересные задания. Новизна тесно связана с та
кими важными явлениями, как удивление, интерес.
Познание, как мы уже отмечали в предыдущих гла
вах, начинается с удивления.
• Не тяните время, стремитесь действовать быстро.
Учите ребенка все схватывать на лету. Способность
действовать мгновенно чрезвычайно важна в жиз
ни, особенно при решении сложных мыслительных
задач.
• Научитесь чувствовать настроение ребенка. Занимай
тесь с ребенком лишь тогда, когда он и вы находи
тесь в хорошем настроении. Научитесь сохранять хо
рошее настроение в течение всего занятия.
• Продолжительность занятий не должна быть боль
шой. Успевайте прекратить занятие раньше, чем вам
или вашему ребенку оно надоест. Важнейшее свой
ство, которое должен приобрести ребенок в резуль
тате наших занятий, — это получение удовольствия
от умственных нагрузок. Поэтому старайтесь обхо
диться без принуждения. Если в результате занятие
будет длиться лишь несколько минут, не страшно,
гораздо хуже другое — выработать отвращение к ин
теллектуальным нагрузкам.
• Не бойтесь того, что ребенок периодически будет ве
дущим, а вы ведомым. Одна из важных особенно
стей этих занятий в том, что решаемые ребенком за
дачи будут небесполезны и для вас. В ходе занятий
с ребенком вы сами научитесь многим способам эф
фективного мышления. Поскольку это для вас обоих
будет обучением, не бойтесь ошибиться, не бойтесь
отдать пальму первенства ребенку. Это станет зало
гом формирования у него такого важного свойства,
как интеллектуальное лидерство.