Глава 8. Домашняя школа мышления

Большинство специалистов в области психологии ода­ренности и творчества настаивают на том, что один из ведущих показателей одаренности — способность эффек­тивно мыслить — поддается тренировке и успешно со­вершенствуется. Эту способность можно специально раз­вивать почти так же, как, например, тренируют мышцы.

Известно, что существуют универсальные, наиболее эффективные способы решения самых разных мысли­тельных проблем и этим способам можно и нужно учить



часть II. Детская одаренность

и домашнее образовательное пространство

глава 8. Домашняя школа мышления




каждого человека. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как можно развивать у ребенка способности к эф­фективному мышлению.

Как составить программу занятий

Под программой отечественные специалисты обыч­но понимают жестко и максимально подробно описан­ный алгоритм действий обучающего и учащегося. Мате­риал в такой программе обычно изложен в строгой по­следовательности от простого к сложному. Большинство этих программ можно образно представить в виде пря­мой, идущей вверх. Каждое новое достижение (освое­ние нового материала) обычно возможно только после усвоения предыдущего. Например, начинаем изучать историю с древнейших времен и постепенно приближа­емся к современности или начинаем изучать биологию простейших одноклеточных организмов и постепенно доходим до изучения организма человека.

Но это касается учебных программ, применяемых в образовательных учреждениях. Для домашних занятий больше подходят другие программы. Занимаясь разви­тием мышления ребенка в домашних условиях, наибо­лее целесообразно строить программу по аналогии с ар­химедовой спиралью.

Рассмотрим, как действует механизм программы в дан­ном случае. Программа включает в себя несколько отно­сительно самостоятельных блоков, объединяющих различ­ные задания. Ниже представлены блоки, включенные в нашу программу. Они условно названы по направлен­ности составляющих их задач:

• логическое мышление;

• творческое мышление;

• познавательные функции (память, внимание и др.);

• язык познания.

Составляя сценарии отдельных занятий, не следует ограничиваться только конвергетными (логическими)

или только дивергентными (творческими) задачами, надо стремиться привлечь материал из самых разных блоков. Желательно подбирать задачи для занятий та­ким образом, чтобы они активизировали разные виды мышления и содействовали развитию всех познаватель­ных функций, развивали навыки самостоятельного по­иска.

Например: подберем несколько задач на конвергент­ное (логическое) мышление, затем несколько задач на дивергентное (творческое) мышление и еще можно вклю­чить одно-два задания на развитие памяти или внима­ния. Если первая группа задач построена на материале с геометрическими фигурами (невербальные задачи), то вторую целесообразно сделать на словесном (вербаль­ном) материале; если одни задачи требуют работы с на­глядными графическими схемами, то следующие лучше подобрать таким образом, чтобы активизировать способ­ность действовать в уме, и т. д.

В ходе занятий вы быстро выясните, какие задачи вызывают особые трудности, а какие выполняются лег­ко. Поэтому, подбирая задания для следующего заня­тия, вы что-то можете усилить, а на что-то обратить мень­шее внимание. Здесь потребуется интуиция.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид мыш­ления, одна и та же интеллектуальная операция будут отрабатываться периодически, многократно. Содержание будет постепенно усложняться, расширяться за счет обо­гащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.

При этом способе структурирования учебного мате­риала нет необходимости составлять и прописывать чет­кий план занятий. Он будет постоянно корректировать­ся. Сценарий каждого занятия — это сфера вашей твор­ческой деятельности. Имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты (а диагностическая ин­формация будет добываться вами в процессе самих заня­тий), вы можете разрабатывать сценарий каждого заня­тия, сообразуясь с уровнем развития ребенка.



часть II. Детская одаренность

и домашнее образовательное пространство

I

глава 8. Домашняя школа мышления




Далее представлены примеры задач, которые входят в каждый блок. Но важно понимать, что это лишь приме­ры. Задач таких существует множество, а потому и книг-задачников, содержащих задачи подобного рода, в наше время издается очень много. Пользуясь ими, вы можете подбирать материал для собственной программы разви­тия мышления, пополняя таким образом комплект зада­ний для занятий с ребенком.

Основы методики проведения занятий

Любая методика кроме частных заданий предполага­ет ряд общих положений. С них и начнем. В педагогике такие правила обычно называют принципами. Мы бу­дем опираться частично на те принципы, которые выра­ботаны профессиональной педагогикой, частично на свои собственные, продиктованные специфическими особен­ностями наших образовательных задач.

• Не ждите, когда ваш ребенок станет постарше, начи­
найте заниматься с ним с самого раннего возраста.
Существуют благоприятные возрастные периоды для
развития самых разных способностей, и при этом за­
мечена закономерность: чем раньше функция вклю­
чена в использование, тем больших результатов можно
достичь в ее развитии. Поэтому чем раньше мы нач­
нем с ребенком решать задачи на развитие способ­
ностей эффективно мыслить, тем на большие резуль­
таты мы можем рассчитывать.

• Домашние занятия по развитию мышления не долж­
ны быть чем-то инородным, их нужно органично впи­
сать в ваше повседневное взаимодействие с ребенком.
Эти занятия лучше рассматривать как совместную игру-

• Сочетайте требовательность к ребенку с уважением
к нему. Это обязательное требование профессиональ­
ной педагогики. Важность его очевидна. ;тн

• Стремитесь действовать последовательно. Наша про­
грамма предполагает много свободы в корректиров­
ке плана, но это не отменяет задачу стремиться дей­
ствовать последовательно.

• Постоянно старайтесь находить и использовать но­
вые, интересные задания. Новизна тесно связана с та­
кими важными явлениями, как удивление, интерес.
Познание, как мы уже отмечали в предыдущих гла­
вах, начинается с удивления.

• Не тяните время, стремитесь действовать быстро.
Учите ребенка все схватывать на лету. Способность
действовать мгновенно чрезвычайно важна в жиз­
ни, особенно при решении сложных мыслительных
задач.

• Научитесь чувствовать настроение ребенка. Занимай­
тесь с ребенком лишь тогда, когда он и вы находи­
тесь в хорошем настроении. Научитесь сохранять хо­
рошее настроение в течение всего занятия.

• Продолжительность занятий не должна быть боль­
шой. Успевайте прекратить занятие раньше, чем вам
или вашему ребенку оно надоест. Важнейшее свой­
ство, которое должен приобрести ребенок в резуль­
тате наших занятий, — это получение удовольствия
от умственных нагрузок. Поэтому старайтесь обхо­
диться без принуждения. Если в результате занятие
будет длиться лишь несколько минут, не страшно,
гораздо хуже другое — выработать отвращение к ин­
теллектуальным нагрузкам.

• Не бойтесь того, что ребенок периодически будет ве­
дущим, а вы ведомым. Одна из важных особенно­
стей этих занятий в том, что решаемые ребенком за­
дачи будут небесполезны и для вас. В ходе занятий
с ребенком вы сами научитесь многим способам эф­
фективного мышления. Поскольку это для вас обоих
будет обучением, не бойтесь ошибиться, не бойтесь
отдать пальму первенства ребенку. Это станет зало­
гом формирования у него такого важного свойства,
как интеллектуальное лидерство.



Наши рекомендации