Сезонность в рождаемости одаренных людей

Исследование распределения по месяцам рождения 17 102 одаренных людей, также проведенное Е. С. Ви­ноградовым, показало, что среди людей, рожденных зи­мой, процент одаренных больше, чем среди людей, рож­денных летом, причем для особо одаренных этот процент выше, чем для просто одаренных.

Правда, сезонная неравномерность рождаемости ода­ренных людей может быть объяснена и действием дру­гих причин, например календарных, социальных факто­ров (обычаи, традиции, религиозные обряды и др.). Так, известна давняя крестьянская традиция играть свадьбы осенью, после уборки урожая.

Однако Е. С. Виноградов, настаивая на «лучевой гипо­тезе», подкрепляет свое утверждение наблюдением о том, что вес новорожденных меняется в течение года так же, как рождаемость одаренных: максимум в январе — марте и минимум в июне — августе. И самое удивительное: такой же закономерности подвержена и смертность ода­ренных людей.

Это дает право предполагать, что все описанные яв­ления зависят от общих причин. И если первые два мож­но объяснить действием социальных календарных факто­ров, то более высокую рождаемость зимой особо одарен­ных и тем более аналогичную закономерность смертности одаренных людей этими причинами уже не объяснишь.

«Широтный эффект»

Число одаренных людей, рожденных зимой, для тер­риторий, более удаленных от экватора, выше, чем для менее удаленных. Это явление названо «широтным эф­фектом». Зимой скачки атмосферного давления бывают более резкими и случаются чаще, чем летом, потому что зимняя разница температур между умеренными широ­тами и экватором значительно больше летней.

Соответственно, в низких широтах годовой ход пе­репада давления более плавный, чем в высоких широ­тах.

Летний солнечный цикл

И рождаемость одаренных людей

Обнаруженный астрономами 58-летний солнечный цикл также оказывает влияние на рождаемость одарен­ных людей. Максимумы рождаемости талантов прихо­дятся на минимумы солнечной активности и наоборот. В годы длительных понижений солнечной активности солнечные пятна располагаются ближе к экватору Солн­ца, и вероятность попадания Земли в струю вспышечно-го ветра возрастает.

Астрономами замечена закономерность: в эпохи дли­тельно пониженной активности Солнца в обществе воз­никают и развиваются многие прогрессивные явления и, наоборот, эпохи длительно повышенной активности Солнца — это время застоя в общественном развитии и упадка культуры.

Сверхновые и одаренность

На 1010 год приходится один из пиков рождаемости одаренных людей. Он близок к вспышке сверхновой звез­ды, наблюдавшейся в 1006 году. Это — самая яркая из семи известных за последние тысячелетие сверхновых.


 

74 | часть I. Психология детской одаренности

Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6. Несовпадение дат объясняется тем, что год наблюде­ния вспышки (1006) соответствует приходу к Земле по­рожденных взрывом звезды фотонов, а год «пика рожде­ния одаренных» (1010) — приходу массивных частиц скорее всего протонов, скорость которых меньше.

Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фо­новой радиации и развивается до нормы. При этом не­большая часть особей рождается либо при повышен­ном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. «Соответственно, у первых („передовики") оказывают­ся более выраженными новые черты, то есть они как бы более продвинуты по пути эволюции, — пишет Е. С. Ви­ноградов, — а у вторых („отстающие") более выражены старые черты, вплоть до атавизмов» (1989). Далее он вполне однозначно заявляет, что применительно к лю­дям «передовики» — это гении, а «отстающие» — де­билы.

Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие на генотип лишь незначительной части внешних, физи­ческих факторов, а через генотип и на результат разви­тия. Но если мы говорим, например, что уровень фоно­вой радиации и уровень умственных способностей но­ворожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные . изменения, к генотипическим или к срёдовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между воздействием генотипа и среды теоретически существу­ют, но сказать, где кончается реальное действие геноти­па и начинается действие среды, практически невозмож­но. В последние годы биологи и врачи все больше гово­рят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешатель­ства в генотип. Это вызывает возражение и даже возму­щение борцов за ортодоксальную нравственность, но раз­витие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными.




II

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

Все это позволяет предположить, что опыты в
генной инженерии однажды станут нормал
ычным явлением. И никого уже в недалеком
vr не будет пугать даже клонирование человека.
Особое место в ряду рассматриваемых мер зани
многочисленные, построенные на разнообразном .

нале методики развития умственных способностей i в до_ подовой период. Их разработкой занимаются исследГ1ова. тели в разных странах, в нашей стране они мало» по_ пулярны, однако даже на уровне теории эту проб.лему нельзя считать периферийной. Активные поиски в : этом направлении, а соответственно, и яркие интересны^ на_ ходки, видимо, дело недалекого будущего.

Химические факторы,

или Можно ли стать гениальным

с помощью таблетки

Человек давно практикует употребление химических препаратов с целью повышения собст^-вен_ ных познавательных и творческих возможностей. Этот путь весьма опасен, но от него не отказываются ни -обы­ватели, ни специалисты. Так, например, О. де Баг-,ьзак (а вслед за ним и многие другие известные творцы) с этои целью в больших количествах употреблял кофе. Мь^огие пытались экспериментировать и с другими, более с^,пас_ ными веществами.

Американский биолог С. Замменгофф еще в н^чале

XX века вводил беременным крысам гормон роста ^ на_

Дежде добиться положительных качественных измен ении

физических возможностей животных. Но новорожде>|_1ные

кРысята не отличались по своим размерам и весу от счбык_

н°венных. Правда, их мозг оказался на 20 % богаче K^g.

Ньши клетками. И по результатам дальнейших од;ытов

тало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычныеъ они

°Раздо быстрее обучались проходить лабиринт.

Сезонность в рождаемости одаренных людей - student2.ru

часть I. Психология детской одаренности

Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно улучшить путем использования особых химических соединений. Известный российский психолог В. Леви еще в конце шестидесятых годов вы­сказал предположение, что движение к повышению эф­фективности функционирования мозга может пойти по этому пути (путь «химической перестройки»).

В. Леви представлял эту ситуацию так: методы усиле­ния мозга могут выглядеть до обыденности просто — жен­щинам, готовящимся стать матерями, будут давать сти­муляторы развития мозга плода; особые мозговые стиму­ляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Еще че­рез некоторое время, может быть, появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым об­разом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни.

В современной медицине существует специальный термин «ноотропик», в переводе с греческого — «дей­ствующий на разум». В Бельгии был разработан лекар­ственный препарат ноотропил (пирацетам), способный воздействовать на когнитивные возможности человека. Авторы, проведя эксперименты на животных, утвержда­ют, что он даже способен оказывать регенеративное воз­действие на нервную систему.

Естественно, что существуют и другие линии возмож­ного прогресса человека. Одна из них представлена иде­ей о «машинном продолжении» человеческого мозга. Эта линия достаточно отработана современной фантастикой и состоит из нескольких ступеней: во-первых, слуги-машины сравняются со своими творцами-хозяевами, а во-вторых, превзойдут их. Потому что у них нет того биологического «мозгового потолка», которым все же ограничена психика человека.

Далее линия развития этих взаимоотношений преД" ставляется примерно такой: «паразитирование» на воз-


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

можностях машины, затем признание ее равноправия и, наконец, растворение в ней (идея «биороботов»). Ре­зультат — «человек как пройденный этап эволюции». Воз­можно ли это? Ответить на этот вопрос можно утверди­тельно.

Как действует механизм развития

Можно ли увеличить возможности мозга педагоги­ческим путем? Этот вопрос не относится к числу про­стых, однако современная наука дает на него положи­тельный ответ.

Развитие — это переход растущего организма на ка­чественно более высокую ступень. Этот переход зависит от «созревания», то есть развертывания внутренней, опре­деляемой генотипом, программы, и от «научения» — воздействия средовых факторов. Понимание и призна­ние значимости каждого из факторов не снимает вопро­са о том, как они взаимодействуют.

Поиски ответа на этот вопрос идут уже не первое столетие, и вариантов решения найдено множество. Мы не будем рассматривать те из них, что представляют толь­ко лишь исторический интерес. Это поле деятельности профессионалов, изучающих историю психологии и педа­гогики. Остановимся на тех теориях, которые легли в основу современных методик и технологий развития способностей ребенка.

Революционная теория

Сторонники этой теории на словах признают влия-

Ие генотипических факторов, но подчеркивают их ма-

лую значимость. Говоря о природных задатках, они на-

еРенно определяют те как анатомо-физиологические, что



часть I. Психология детской одаренности

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития




уже само по себе должно указывать на сферу их действия.] Этими природными задатками, по мнению сторонников данного подхода, определяются лишь особенности внеш­него облика: рост, особенности фигуры, цвет глаз, тип

ВОЛОС И Т. П. . ;. ; ' ; : • . ., !,

Влияние генотипическмх факторов на особенности мышления и поведения, каю они считают, столь мало,, что практически может не учитываться. На этом осно­вании делается и главный педагогический вывод о том, что у любого человека независимо от его генотипиче­ских особенностей можно сформировать любые позна­вательные способности и поведенческие свойства. При­чем их развитие при правильном обучении и воспита­нии может быть доведено до любого уровня.

Несмотря на очевидную сомнительность этих уста­новок, данный подход к развитию имеет много после­дователей. Именно сторонники этого подхода настаи­вают на том, что все дети одарены, неодаренных детей нет, есть лишь те, кого неправильно обучали и воспи­тывали.

Функциональный подход

Модифицированным вариантом революционного под­хода является другой, называемый специалистами функ­циональным. Эта точка зрения преобладает в современ­ной отечественной педагогике, именно такой подход характерен для большинства наших психологов и педа­гогов.

Сторонники данной точки зрения не приемлют тер­мина «одаренность». Развивая революционный подход, они утверждают, что формирование и преобразование познавательных и других функций определяется в пер­вую очередь тем, как часто эти функции используются, насколько они оказываются востребованными в жиз­ни индивида. Чем больше требуется, например, функ­ция речи, чем чаще она используется, тем лучше речь

развивается; чем больше требуется, например, способ­ность бегать, тем выше уровень ее развития. Отсюда и идея о том, что для развития специальных способно­стей надо увеличивать количество занятий с ребенком этими видами деятельности. Хотим вырастить матема­тика — надо заниматься с ним математикой, по прин­ципу «чем больше, тем лучше», хотим вырастить музы­канта, художника, спортсмена — следует поступать ана­логично.

Но поклонники данной точки зрения живут не толь­ко в нашей стране. Американский психиатр и педагог Г. Доман, также относящийся к сторонникам данного подхода, добавляет еще одну идею. По его мнению, очень важно не только то, как часто функция эксплуатирует­ся, но и то, когда начата ее эксплуатация.

Он утверждает, что «чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно до­стичь в ее развитии». Отсюда и родились его замеча­тельные методики обучения чтению детей полутора лет, обучения малышей иностранным языкам, энциклопеди­ческим знаниям и другие.

Эти методики дают прекрасные результаты, они за­служенно популярны и в нашей стране. Эти методики, безусловно, замечательная заслуга Г. Домана и сотруд­ников его института.

Но в нашей психологии и педагогике еще до появле­ния и распространения его книг была разработана идея «сенситивных периодов». Правда, эта идея хорошо была известна в народе еще раньше, до этих научных изыска­ний, что закреплено в ряде популярных изречений, на­пример «каждому овощу свое время».

Для каждого вида учебных занятий есть особый бла­гоприятный возрастной период. И то, что легко и есте­ственно усваивается в одном возрасте, может превратить­ся в непреодолимую преграду в другом. Например, осваи-вая родную речь в 1,5—2 года, любой ребенок способен параллельно изучить аналогичным образом любой ино­странный язык или несколько языков. Но с возрастом

Сезонность в рождаемости одаренных людей - student2.ru 80 часть I. Психология детской одаренности

большинство детей теряют свою «лингвистическую ге­ниальность». И когда мы в школе начинаем изучать ино­странный язык, большинству детей уже не дано достичь высоких результатов в овладении им. Время ушло!

Аналогично научить читать ребенка от 1,5 до 3-х лет может легко, «играючи», любая заботливая мама (по спе­циальным методикам), а для того, чтобы научить читать шести- или семилетнего, нужен уже учитель-профессио­нал, и будут слезы и нервы.

Всеобщее признание идеи существования «сенситив­ных периодов развития» не привело, как обычно бывает в нашем отечестве, к серьезным прикладным разработ­кам. А вот американцы создали на основе этой идеи ряд интересных образовательных технологий.

Причем подчеркнем — предложенные Г. Доманом методики доведены до уровня педагогических техноло­гий, то есть разработаны настолько детально и подроб­но, что позволяют пользователю тратить минимум вре­мени и сил на подготовку и обдумывание.

Эволюционная теория

Одно из главных значений слова «эволюция» — «раз­вертывание». Основная идея сторонников данного под­хода сводится к тому, что становление психики и пове­дения человека есть результат постепенного, эволю­ционного преобразования, развертывания генетически заложенных в организме возможностей (задатков).

И скорость (темп) развития, и его конечный предел (результат) заранее заложены в генотипе. Эта генетиче­ская программа постепенно «разворачивается» при взаи­модействии организма с внешней средой. Именно бла­годаря этой генетической запрограммированности из детеныша обезьяны нельзя вырастить человека, даже в том случае, если его поместить в те же условия, в кото­рых обычно развивается ребенок. По этой же причине не удается вырастить из волчонка охотничью собаку,


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

из лося — вьючное животное, из тигра или рыси — боль­шого домашнего кота.

Добиться таких значительных изменений в результа­тах развития можно лишь путем вмешательства в саму генетическую программу, но этим занимается уже не педагогика или психология, а генная инженерия.

Итак, сторонники данного подхода считают, что раз­витие — результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздей­ствия могут либо замедлить, либо ускорить этот про­цесс, но добиться результатов развития, которые потен­циально не предусмотрены генотипом, невозможно.

Эта теория, как видим, менее оптимистична, чем пре­дыдущая. Она заставляет внимательнее относиться к ге-нотипическим особенностям. И мысль о том, что ко­нечным итогом развития может быть только то, что было заложено в виде задатков в генотипе и не более того, безусловно, представляется справедливой.

Все это было бы замечательно, если бы мы умели определять то, что заложено в генотипе конкретной личности. На этом основании можно было бы опреде­ленно говорить о потолке развития конкретного чело­века и строить прогноз возможного развития ребенка. Но вот проблема: мы этого делать не умеем, и более того, не очень непонятно, сумеем ли когда-нибудь в бу­дущем.

Периодически в специальной и популярной лите­ратуре приходится сталкиваться с эмоциональными вы­сказываниями представителей самых разных наук и ви­дов деятельности о том, что человек использует возмож­ности собственного мозга на 10—20 %. Продолжают расти мировые спортивные рекорды. Эти утверждения, постро­енные на разрозненных фактах, указывают лишь на об­щую тенденцию, говорят нам, что возможности челове­ка очень велики, но они не могут указать границы раз­вития.

Всем этим обусловлена меньшая популярность эволю­ционной теории в отечественной педагогике и психологии


Сезонность в рождаемости одаренных людей - student2.ru



Наши рекомендации