Особенности эмоционального развития

В качестве одной из основных особенностей разви­тия эмоциональной сферы одаренного ребенка большин­ство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувстви-


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

тельность, уходящая корнями в особенности интеллек­туального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в ко­личестве и силе восприятия окружающих явлений и со­бытий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чув­ствуют, они способны следить за несколькими явления­ми сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Спо­собность улавливать то, что осталось незамеченным дру­гими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, дей­ствия могут оказывать сильное воздействие на одарен­ного ребенка, в то время как его «нормальные» сверст­ники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого раз­вития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей — способность на­слаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Дей­ствительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Творческое восприятие случайностей

В концепции одаренности известного американско-

0 психолога А. Танненбаума один из пунктов состав-

^яют так называемые случайные факторы — «оказаться

нужном месте в нужный час». Случайности потому

случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению

ходить пользу в непредвиденном стечении обстоя-

в ьсгв можно и нужно учиться. Это одна из черт чело-

Рьез ° ВЫСОКИМИ Умственными способностями. Это се-

Сф Но повышает шансы на успех практически во всех

Pax жизни. Многие научные открытия и изобретения



Часть I. Психология детской одаренности

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития




появились на свет благодаря счастливому стечению об­стоятельств. Биографии практически всех выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей. Случайность часто давала возможность увидеть нечто такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно. Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный фило­соф Ф. Ницше считал, что самое главное в любом откры­тии и изобретении создано за счет случайности, неожи­данности, но большинство людей не сталкиваются с та- ; кой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречает­ся тот, кто готов к этой встрече.

Например, французский химик XIX века Бернард Куртуа работал в лаборатории, когда его кот, играя, столк­нул со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной была серная кислота, в другой — спиртовой настой золы мор­ских водорослей. Жидкости смешались, выделив облако сине-фиолетового пара. Так был найден йод. Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген даже получил Нобе­левскую премию за открытие рентгеновского излучения, сделанное им совершенно случайно.

Случайность не спрогнозируешь, не создашь специ­ально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств — действительно дар. Удача при­ходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я рабо­таю, тем удачливее становлюсь».

Юмор

Без способности обнаруживать несуразности, видеть
смешное в самых разных ситуациях, невозможно пред­
ставить творческого человека. Эта способность прояв­
ляется и формируется с детства. Она является свидетель­
ством одаренности и вместе с тем эффективным меха-*;
низмом психологической защиты. :,|

В разных странах проводились многочисленные се­рии психологических исследований, специально рассмат­ривавших проблемы соотношения коэффициента интел­лекта и юмора, уровня развития креативности и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и лег­ко можно обнаружить как их наличие, так и их отсут­ствие.

Творческие способности — безусловно, дар приро­ды. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда про­бьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Ода­ренность существует лишь в постоянном движении, в раз­витии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставать­ся на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продви­гаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.

Наши рекомендации