Способности выше среднего уровня

Для успешного выполнения любой деятельности не­обходим комплекс особенных, специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдаю­щимся спортсменом, пианистом или математиком. Не­обходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.

Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключитель­но специальные, обеспечивающие успешность выпол­нения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, жи­вописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих ка­честв обойтись крайне сложно.

Правда, в психологии известно и «явление компен­сации». Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результа­тов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К. Корови­ну, В. Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.

Известно также, что у слепых, частично восполняя этот их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, напротив, зрение, и так далее.

Но компенсаторные возможности имеют предел. А потому никакой идеальный слух не способен полно­стью заменить зрение, так же как зрение не в состоянии полностью заменить слух. И никакая ловкость, технич-ость, упорство, целеустремленность не смогут сделать Тщедушного низкорослого юноши выдающегося бас-

олиста, из крупной, склонной к полноте девушки — ерину, из слабослышащего ребенка — выдающегося мУзыканта.

28 I часть I. Психология детской одаренности

Способности имеют удивительное свойство — раз­виваться. Естественно и легко объяснимо то, что осо­бенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем млад­ше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, по­править, усилить, усовершенствовать.

Как развиваются способности, какие закономерно­сти имеет этот процесс, мы рассмотрим ниже. В данной части нашего разговора мы специально заострили про­блему для большей наглядности. В дальнейшем, поняв все это, надо, не полагаясь на безграничный педагоги­ческий оптимизм и не впадая в фатализм, определить свою собственную педагогическую позицию.

Но в этой части нашего обсуждения мы должны от­метить еще одну особенность схемы Дж. Рензулли. Вме­сто слов «способности выше среднего уровня» он иногда (в некоторых своих работах) употребляет слово «интеллект». В этом случае интеллект рассматривается в значении, уже отмеченном выше, — как способность к однонаправлен­ному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные опе­рации, как: анализ, синтез, классификация, категориза­ция и др.).

То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правиль­ный ответ, может быть выявлено с помощью специаль­ных тестов интеллекта.

Несколько иной подход предложен группой совре­менных российских психологов, их разработка претен­дует на особое место среди современных концепций ода­ренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назва­ли ее «Рабочая концепция одаренности» (1998).

Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструменталь­ный» и «мотивационный». Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития | 29

«Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдаю­щиеся способности и креативность в один фактор -«инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу»

* * *

Как видим, в данных схемах одаренность представ­лена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять ода­ренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. При этом, правда, требует конкретизации важ­ный вопрос — кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем парамет­рам, или достаточно продемонстрировать две характе­ристики? Или даже одну?.. Сам автор этой концепции, отвечая на этот вопрос, говорит, что к одаренным следу­ет относить любого ребенка, который демонстрирует уро­вень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.

Раскрывая природу одаренности на уровне теории, данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, ха­рактерные для одаренных детей. Концепция обычно очер­чивает только главные, наиболее крупные звенья систе­мы. Вопрос о том, как проявляется все это в реальном, живом ребенке, требует специального рассмотрения. Ответ на него уже не так прост и однозначен. Его рас­смотрению посвящена следующая глава книги.

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

Каждый ребенок неповторим, но при всем индиви-

Уальном своеобразии реальных проявлений детской

аренности существует довольно много черт, характер-

для большинства одаренных детей. Причем наряду


Наши рекомендации