Как обращаются со временем рационалы и иррационалы.

Как мы уже отмечали, именно управление временем является одним из важных практических критериев менеджмента. Поскольку рационалы стремятся к тому, чтобы контролировать окружающую их обстановку, у них также есть естественная склонность контролировать свое — а заодно и чужое — время. Иррационалы же в силу того, что они хотят понимать окружающую их обстановку, воспринимают время лишь как инструмент этого понимания: для них это просто нечто, что следует осознавать, а не то, в чем можно влиять на окружающих. Для иррационалов само понятие «управление временем» идет вразрез с их гибкостью и умением приспосабливаться.

Рационал, составив график или план, точно знает, сколько свободного времени у него осталось.

Иррационал же все свое время воспринимает как свободное, если только оно не охвачено планами и графиками.

И опять-таки представители обоих предпочтений нуждаются друг в друге, чтобы продуктивно трудиться и эффективно использовать свое время. Рационалы нуждаются в иррационалах, чтобы не ударяться в чрезмерный ригоризм и самопринуждение, когда дело касается использования времени. Безусловно, рационал подвергает себя риску двинуться в ложном направлении, пусть и работая с удовольствием. В ситуации, когда фактор времени окажется важным, иррационалы могут помогать рационалам быть открытыми к творческим вариантам решений и понимать, что время — это не единственный критерий оценки проделанной работы.

Темпераменты и время[1]

Достоинства Недостатки
Сенсорные рационалы
Умеют управлять временем. Жесткость впланировании.
Наиболее внимательны к практическим аспектам. Зависимы от ответственности.
Наибольшая реалистичность. Не умеют расслабляться.
Способны избавляться от незначительного. Не любят ждать других.
Сенсорные иррационалы
Умело реагируют на потребности момента. Распыляют силы.
Гибки и уступчивы. Часто меняют курс.
Умело справляются с экстренными проблемами. Все откладывают на завтра.
Гибко реализуют запланированные перемены. Растворяются в текущем моменте.
Интуитивные этики
Внимательны к людям и их времени. Не умеют отказывать.
Уделяют людям все необходимое им время. Винят себя, если не уделяют времени окружающим.
Управляют временем, ориентируясь на запросы других. Мало уделяют времени себе.
С пользой распоряжаются временем, чтобы найти свои жизненные дели. Тратят время на самокопание.
Интуитивные логики
Подходят ко времени рассудочно, объективно. Могут все продумать и ничего не сделать.
Умеют видеть время в рамках общей перспективы. Больше думают о времени, чем реально его контролируют.
Видят во времени средство для достижения целей. Игнорируют нужды окружающих.

Иррационалы же, в свою очередь, нуждаются в рационалах для того, чтобы их работа оказалась выполненной в реалистичные сроки и чтобы они воздерживались от искушения пересматривать результаты уже выполненной работы. Если предоставить иррационалов самим себе, они могут переделывать даже то, что уже явно сделано, и перекраивать принятые решения, хотя это вредит эффективности работы. Рационалы способны помочь иррационалам понять, что составление списков (которых затем нужно придерживаться) — это необязательно ограничивающая и сковывающая мера.

«Я же тебе говорила!»

Мы всегда были сторонниками теории о том, что каждый из нас использует опыт своей жизни для развития своих предпочтений. Таким образом, рационалы планируют свою жизнь, и они этому рады, поскольку их жизнь разворачивается так, что ее можно планировать. Иррационалы же, напротив, привыкают жить одним днем, и они этому рады, поскольку так они остаются открытыми длянеожиданностей, которые несет новый день.

Несколько лет назад, в День благодарения, мы спорили о том, как провести праздник. Мы получили пару приглашений, и рационал Отто решил внести в наши планы ясность, приняв одно из них и отказавшись от другого. Иррационал Дженет еще не определилась с выбором и поэтому упросила Отто повременить с окончательным решением. Чем меньше времени оставалось до праздника, тем напряженнее становилась обстановка.

Накануне Дня благодарения у нас зазвонил телефон: нам сообщили, что отец Дженет серьезно заболел. Нам пришлось бросить все дела и отправиться в Мичиган, а поскольку мы так ни на что и не решились, то смогли быстро сняться с места и уже через несколько часов были в пути.

По дороге Дженет сказала: «Видишь, как хорошо, что мы не приняли ни одного приглашения, поскольку иначе нам пришлось бы перезванивать и отказываться. Это непременно бы все усложнило».

На что Отто ответил: «Звучит довольно просто. Передай мне, пожалуйста, маалокс.»

Очередной усвоенный урок.

Несмотря на то, что откладывание дел — весьма распространенный недуг, эта проблема не всегда коренится в управлении временем. Иногда оно объясняется тем, что люди берут на себя слишком много, а иногда — тем, что они не доводят ничего до конца, пренебрегая в процессе другими важными вопросами. Вот случай школьного учителя Айрин, INFP; она настолько погрузилась в заботы обо всех вокруг, что полностью забывала о том, что нужно было сделать для себя самой в ходе рабочего дня в школе. На первом месте у нее всегда оказывалось что-то, кроме нее самой: любые собственные дела, от обеда до составления планов уроков, выполнялось «по остаточному принципу». (Впрочем, выражение «план урока» казалось Айрин бессмыслицей: она верила, что обучение должно быть спонтанным, а не запланированным.) В результате здоровье самой Айрин было далеко не самым крепким, и выходило так, что начальство постоянно ругало и упрекало ее за постоянное и неуклонное пренебрежение к бумажной работе: планам уроков, оценке успеваемости, организации контрольных работ и выставлению оценок.

Любопытно отметить, что ученики Айрин любили ее, и это побуждало ее уделять их потребностям еще больше внимания. Благодаря таким своим предпочтениям, как интуиция и иррациональность, Айрин без конца переходила от одних новых перспектив к другим, развивая то одну, то другую яркую теорию или идею. Айрин могла приостановить обсуждение темы, чтобы помочь в работе кому-то из учеников, пропустить обед ради подтягивания отстающих или остаться на работе допоздна, выслушивая жалобы учеников по поводу личных проблем. Все это неизменно заставляло ее практически полностью пренебрегать своим личным временем.

К тому моменту, когда Айрин обратилась к нам, она явно злоупотребляла самокритикой и уже готова была признать себя неудачницей. Ее работодатель — администрация школы — укрепила ее в негативном мнении относительно самой себя, а члены семьи Айрин считали, что она ими пренебрегает. По мере того как мы стали с ней работать, стало очевидно, что Айрин как интроверту необходимо заставлять себя хотя бы изредка оставаться наедине с собой. Это дало бы ей возможность прочитать или подготовить необходимые материалы или просто заняться своей личной жизнью. Очень медленно продвигаясь вперед, мы подтолкнули ее к тому, чтобы закончить — то есть довести до конца — хотя бы некоторые из откладываемых ею дел. (Айрин знала, что нуждается в помощи, хотя все ее занятия ей нравились. Она имела склонность бросаться в работу очертя голову и делать все дела сразу. Разумеется, это приводило лишь к тому, что ни одно из них она не доводила до конца, что только усиливало ее стресс.) Мы начали с одного из ее дел, которым Айрин занималась до тех пор, пока у нее возникло впечатление того, что она завершила его, уложившись в заданные сроки. Было решено, что Айрин закончит чтение книги, которую она начала неделю назад, а затем приступит к составлению планов уроков на следующие две недели.

По мере того как Айрин довела до конца всего несколько дел, она осознала, что ей необходимо умерить свой пыл и заканчивать начатое дело, прежде чем браться за следующее.

Успех породил успех, поскольку Айрин наконец-то почувствовала всю притягательность доведения дел до конца. Она до сих пор испытывала сильную потребность заниматься «чрезвычайными происшествиями», происходившими вокруг, но одновременно ей открылось, что подобные происшествия будут случаться всегда. Можно сказать, что Айрин усвоила следующее: она сможет эффективнее помогать окружающим, если будет отдавать должное своим личным потребностям. У нас не было никаких намерений превратить Айрин из иррационала в рационала: мы просто хотели, чтобы в ней укоренилась потребность вносить ясность и законченность в определенные аспекты своей жизни.

Искусство планирования спонтанного.

Вот еще один случай, героем которого стал Артур, обязательный ESTJ, чье навязчивое, властное поведение вкупе со склонностью контролировать всех и вся раздражало всех вокруг, да и его категоричность многих выводила из себя. Все незапланированное или спонтанное, происходившее вокруг, вызывало шквальный огонь со стороны Артура. «Я не терплю сюрпризов» — таким был девиз Артура, и он яростно отстаивал его перед всяким, кто осмеливался внести сумятицу в его аккуратно распланированный день. Для каждого плана у него был запасной план (и для некоторых из этих последних тоже). Когда же окружающие оценивали подобный образ жизни критическими насмешками, Артур еще больше преисполнялся решимости доказать окружающим всю пагубность их странных оценок. Положение еще более усложнялось, поскольку по всем стандартам менеджмента Артур был Мистер Успех: в компании в нем видели лидера и продвигали его на более высокие и ответственные должности.

Трудная задача

«Трудные задачи мы решаем быстро, невозможные — чуть дольше». (Подход к менеджменту иррационалов.)

---

Когда мы только познакомились с Артуром, то попытались вразумить его при помощи юмора: «Действительно ли все это будет важно для вас на протяжении следующих десяти лет?» Артур, что удивительно, и не думал смеяться, и мы заключили, что ему больше поможет более строгий и методичный подход к спокойному образу жизни. Таким категорично настроенным людям, как Артур, часто бывает необходимо оказаться на грани развода, пережит инфаркт или тяжелый несчастный случай, или испытать иное физическое или психологическое потрясение, чтобы понять, что такая маниакальная обязательность крайне губительна для них.

К счастью, Артур принял типоведение и благодаря ему смог понять, до каких крайностей дошел его стиль жизни. Мы попросили его внести в свое расписание немного времени для отдыха, а заодно добавить туда такие занятия, как прослушивание музыки и другие спокойные занятия, не требующие ни ответственности, ни отчета. Это позволило Артуру немного расслабиться и вместе с тем не отступаться от своих планов. Как и в случае с Айрин, мы начали с простых мер, продвигаясь шаг за шагом, так что Артуру понравилось расслабляться, и иногда график его дел даже отходил на второй план по сравнению с этим мимолетным ощущением. Целый ряд мероприятий, от запланированных упражнений на глубокое дыхание и расслабление до успокаивающих процедур, воздействующих на различные органы чувств, оказывал все более благотворное влияние на Артура, так что в результате его образ жизни стал менее жестким.

Опять-таки, мы не задавались целью превратить Артура в иррационала — да это и не было нам по силам: мы лишь хотели, чтобы он стал чуть менее жестким, и с помощью планирования этого удалось достичь лучше всего.

Наши рекомендации