Исследование воспроизведения отраженного темпа речи
Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за экспериментатором отраженно.
Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за экспериментатором.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за экспериментатором предложения точно так же».
- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)
- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)
- Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)
- На море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)
Критерии оценки:
4 балла - повторил верно.
3 балла - убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.
2 балла - темп изменяет незначительно.
1 балл - темп не может изменять, не управляет темпом.
0 баллов - задание недоступно.
Самостоятельное управление темпом речи
Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.
Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.
Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа - читай нормально, спокойно».
Картинки | |
Мой веселый звонкий мяч, | Черепаха |
Ты куда пустился вскачь? | Ёж |
Синий, красный, голубой, | Заяц |
Не угнаться за тобой. | Черепаха |
Критерии оценки: (см. задания 3)
Исследование состояния слухового самоконтроля
Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.
Обследование включает два вида инструкций:
1-я инструкция - выполнение задания;
2-я инструкция - оценка ребенком качества выполнения задания.
Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.
Исследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.
При необходимости задание повторяется для ребенка 1-2 раза.
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов
Инструкция 1. «Повтори удары за экспериментатором».
Изолированные - ///, //, /;
Серии простых - // // //, /// ///;
Акцентированные - / U / U, // U, UU /.
Условные обозначения: / - громкий удар,
U - тихий удар.
Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков
Инструкция 1. «Повтори за экспериментатором звуки».
АУ
АУО
АОУИ
Инструкция 2 «Ты правильно повторил?»
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов
Инструкция 1: «Повтори за экспериментатором слоги».
КА-ГА-КА
БУ-ПУ-БУ
КА-ТА-ЧА
ДА-ДЯ-ТА-ТЯ
Инструкция 2 «Ты правильно повторил?»
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов
Инструкция 1. «Повтори за экспериментатором два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»
коса-коза | тачка-дачка |
крыша-крыса | нора-кора |
уточка-удочка | бочка-почка |
кора-гора | кадушка-подушка |
пашня-башня | норка-корка |
мышка-мишка | точка-дочка |
Инструкция 2. «Ты правильно ответил?»
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры
Инструкция 1. «Повтори за экспериментатором слова».
космонавт | милиционер |
снеговик | экскурсия |
самосвал | путешественник |
учительница | аквариум |
пуговица | велосипед |
крановщик | индеец |
Инструкция 2. «Ты правильно сказал слова?»
Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры
Инструкция 1. «Повтори за экспериментатором».
- Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.
- Весело журчали весенние ручьи.
- Учительница учит учеников на уроке.
- На сковороде жарятся пять котлет.
- Экскурсовод проводит экскурсию в музее.
Инструкция № 2 «Ты правильно сказал?»