Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте
Задание 1.
Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то
Если спокойный и ровный голос, то
Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
Я умею по часам просыпаться утром сам.
Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?
Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.
Задание 2.
Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».
- Яму копал? Копал.
- В яму упал? Упал.
- В яме сидишь? Сижу.
- Лестницу ждешь? Жду.
- Яма сыра? Сыра.
- Как голова? Цела.
- Значит живой? Живой.
- Ну, я пошел домой.
(О. Григорьев)
Исследование воспроизведения интонации
Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.
Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями
Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как экспериментатор».
- Солнце светит. Солнце светит?
Солнце светит!
- Сверкает молния. Сверкает молния?
Сверкает молния!
- Снег идет! Снег идет? Снег идет.
- Я пойду в гости! Я пойду в гости.
Я пойду в гости?
- Мама пришла. Мама пришла!
Мама пришла?
Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями экспериментатора
Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за экспериментатором отдельно каждое предложение».
- Ты куда идёшь, медведь?
- В город ёлку поглядеть!
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
Воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации
Инструкция 1. «Экспериментатор будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».
Экспериментатор | Ребенок |
Ночью шел снег? | Ночью шел снег. |
Хорошо зимой в лесу? | Хорошо зимой в лесу. |
Зимой медведь спит? | Зимой медведь спит. |
Инструкция 2. «Теперь экспериментатор будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
Экспериментатор | Ребенок |
Сегодня будет дождь. | Сегодня будет дождь? |
Свет горит. | Свет горит? |
На улице холодно. | На улице холодно? |
Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз
Инструкция: «Произнеси за экспериментатором одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
Фразы | Удивленно | Радостно | Грустно |
Снег идет. | - | - | - |
Мы пойдем гулять. | - | - | - |
Наступила весна. | - | - | - |
Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений
При этом образец интонационного оформления предложений экспериментатором не демонстрируется.
Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Экспериментатор в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.
Инструкция: Рассмотри картинки.
Как сказать, что светит солнце?
Как спросить, пойдут ли дети гулять?
Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?
Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?