Называние действия по предъявленному предмету

Задание 5.

Материал исследования.

Группы слов, обозначающих предмет, от которых необходимо образовать действие.

В серии

а) в результате перехода одной части речи в другую,

б) на основе сло­вообразовательного анализа сложного слова.

Процедура и инструкция.

Назови действия людей.

Например: учитель учит, посудомойка моет посуду.

а) водитель …, строитель …, писатель…, продавец …, творец …;

б) сталевар …, лесоруб …, мореплаватель …, садовод …, полотёр ….

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Задание 6.

Материал исследования.

Слова, обозначающие животных, насекомых, птиц.

Процедура и инструкция.

Запиши по образцу, что делают животные. Например: собака лает.

Кошка …, мышь …, волк …, свинья …, овца …, корова …, кузнечик …, змея …, ворона …, птенец … .

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Подбор слов-синонимов

Задание 7.

Материал исследования.

Группы слов различных частей речи, содержащие синонимичные пары.

Процедура и инструкция.

Выпиши слова, имеющие одинаковое значение, парами.

а) робкий, дорогой, дождливый, ненастный, ценный, трусливый;

б) открыть, стукнуть, распахнуть, глядеть, выздороветь, ударить, попра­виться, смотреть;

в) налево, направо, вправо, рядом, влево, около.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Подбор слов-антонимов

Задание 8.

Материал исследования.

Группы слов различных частей речи, содержащие антонимичные пары.

Процедура и инструкция.

Подбери к данным словам слова с противоположным значением.

Например: богатство – бедность.

Слова для справок: тепло, тёплый, теплеет, тепло; война, военный, ссориться, ссорит; торопиться, быстро, быстрый, ускоренный; грустно, грустный, грусть, грустит; белым-бело, белизна, белый, белеет.

а) холод –…, холодный – …, холодно – …, холодает – …;

б) мир – …, мирный – …, мириться – …, примиряет – …;

в) медлить – …, медленно – …, медленный –…, замедленный – …;

г) радость – …, радостный – …, радостно – …, радуется – …;

д) чернота – …, чёрный –…, черным-черно –…, чернеет – … .

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение заданий в каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 бал­лов.

Объяснение переносного значения слов в словосочета­ниях и предложениях

Задание 9.

Материал исследования.

Фразеологические обороты и группы слов, включающие в себя синонимы данных словосочетаний.

Процедура и инструкция.

Вычеркни лишние слова, оставив только синонимы устойчивых словосочета­ний (фразеологизмов).

Кот наплакал – мало, вредно, глупо.

Куры не клюют – злобно, плохо, много.

Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать.

Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться.

Поставить крест – креститься, отказаться, унижать.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Задание 10.

Материал исследования.

Предложения, содержащие устойчивые обороты речи.

Процедура и инструкция.

Письменно объясни значения предложений.

До Москвы теперь рукой подать.

В нашем доме началось вавилонское столпотворение.

С горем пополам мы добрались до дома.

С него всё как с гуся вода.

У мальчика золотое сердце.

Оценка результатов.

Данное задание выполняется в письменной форме для того, чтобы иметь возможность фронтального обследования группы детей, для сокращения времени проведения исследования и процедуры анализа полученных резуль­татов. Качество письма при оценке задания не рассматривается. Оценивается количество предложений, содержащих устойчивые обороты речи, значение которых мог объяснить ребёнок и правильность данных определений. За безошибочное объяснение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Различение существительных, прилагательных и гла­голов

Задание 11.

Материал исследования.

Однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.

Процедура и инструкция.

Продолжи таблицу, распределяя предложенные слова в три столбика по об­разцу:

печаль, печальный, печалиться;

синеть, синий, синева;

радость, радоваться, радостный;

грубый, грубость, грубить;

переносной, перенос, перенести.

смех смешной смеяться
     

Оценка результатов.

Оценивается правильность распределения по каждой группе слов. За без­ошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 бал­лов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Наши рекомендации