Изучение языковых способностей

1.1 Исследование звукопроизношения проводится по традиционной методике и подразумевает оценку фонетического строя речи школьников на речевом материале различной степени сложности.

Исследование состояния фонематических функций

Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)

Определение способности дифференцировать звуки по противопоставле­ниям:

звонкость –глухость,

твёрдость – мягкость,

свистящие – шипящие и т. д.

Задание 1.

Материал исследования.

Серии слов-квазиомонимов.

Процедура и инструкция.

Придумай и запиши предложения с каждым из слов – квазиомонимов.

запирая – забирая,

тело – дело,

шакал – шагал,

лесть – весть,

вол – вой,

галька – гайка,

сорить – солить,

свет – цвет,

горячий – горящий,

плечи – плети,

плюс – плющ.

Оценка результатов.

Характер ошибок фиксируется в протоколах. На основании анализа делается вывод о состоянии фонематического восприятия.

Исследование фонематического анализа, синтеза и представле­ний

Задание 2. Выделение звуков из слов.

Материал исследования.

Серии слов.

Процедура и инструкция.

В предложенных словах выдели:

а) гласные звуки

Завял, утюг, полёт, рычит, электрик, жильцы, спелая, уютный, дышит.

б) согласные, парные по глухости – звонкости.

Сказочный, побег, твёрдый, громоздкий, жесткошёрстный, фестиваль.

в) согласные, парные по твёрдости – мягкости.

Лиловый, сосенка, перерубленный, заземление, набекрень.

Оценка результатов.

За каждое правильно проанализированное слово начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.

Задание 3.

Материал исследования.

Серии слов.

Процедура и инструкция.

Составь слово из выделенных в сериях:

а) первых звуков.

Лопата, аист, строка, трава, осень, часть, кролик, аквариум;

Стог, лошадь, озеро, воздух, остов.

б) последних звуков.

Укроп, смотр, метро, кросс, рот, свитер;

Отвар, дорога, моряк, пишу, шалаш, сок, астра.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 1,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.

Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций

Оценка объёма и качества номинативного словаря

Задание 4. Оценка объёма активного словаря.

Материал исследования.

Список из ста слов различных частей речи.

Процедура и инструкция.

Прочитай, пожалуйста, слова в этом списке и отметь только те, которые тебе известны и которыми ты пользуешься в своей речи. После того как ты это сделаешь, тебе надо будет объяснить смысл некоторых слов их тех, которые ты отметишь.

Примитивный, вереница, молчать, аналогичный, копия, предварительно, принуждение, публиковать, барьер, ветхий, забавно, извне, изумление, оптимист, реплика, созидательный, эгоизм, гуманный, дебют, обилие, персональный, реставрация, такт, тщеславие, убогий, условный, возмездие, дерзкий, зависимый, заимствовать, закономерный, массивный, многообразие, мрак, наспех, нейтралитет, первооснова, поверхностный, подлинный, предельно, пренебрежение, пристрастие, рыхлый, свирепый, своеобразие, святыня, утрата, цитата, аромат, дефицит, диктатор, добросовестно, интеллектуальный, маневрировать, напоследок, недоверчиво, незабываемый, непреклонный, обобщение, образцовый, оживлённый, опровержение, отрицание, периодический, пеший, плодородный, победоносный, подозрительный, помеха, предисловие, прения, приз, причудливый, радикальный, разбег, раздражённо, раскаиваться, рационализатор, регулярно, репродукция, смола, сомнительный, сплав, ставень, суетиться, торговец, транспортировать, угнетать, укоризненно, уместно, уют, фальшивый, фасад, целесообразный, человечность, чужбина, шеренга, шхуна, щадить, эшафот.

Оценка результатов.

Максимальная оценка за задание – 5 баллов. За каждое выделенное слово начисляется 0,05 балла. Подсчитывается общее количество баллов, полученных за выполнение задания, и производится их сравне­ние с нормативными данными, полученными на выборке из 190 учащихся общеобразовательной школы и адаптированными к принятой нами балльной системе оценок.

Среднее количество знакомых слов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии

  Возраст, лет
 
Норма 30,5 34,7 48,3 51,1 73,3 74,9 86,7 87,5

Среднее количество баллов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии



  Возраст, лет
 
Норма 1,525 1,735 2,415 2,555 3,665 3,745 4,335 4,375

Наши рекомендации