Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)

Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)

Структура методики

1 Изучение языковых способностей

1.1 Исследование звукопроизношения

1.2 Исследование состояния фонематических функций

1.3 Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций

1.4 Оценка состояния грамматических операций

2 Исследование чувства языка и лингвистического мышления у школьников с дизорфографией

2.1 Определение правила толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем

2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов

Содержание методики

Изучение языковых способностей

1.1 Исследование звукопроизношения проводится по традиционной методике и подразумевает оценку фонетического строя речи школьников на речевом материале различной степени сложности.

Исследование состояния фонематических функций

Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)

Определение способности дифференцировать звуки по противопоставле­ниям:

звонкость –глухость,

твёрдость – мягкость,

свистящие – шипящие и т. д.

Задание 1.

Материал исследования.

Серии слов-квазиомонимов.

Процедура и инструкция.

Придумай и запиши предложения с каждым из слов – квазиомонимов.

запирая – забирая,

тело – дело,

шакал – шагал,

лесть – весть,

вол – вой,

галька – гайка,

сорить – солить,

свет – цвет,

горячий – горящий,

плечи – плети,

плюс – плющ.

Оценка результатов.

Характер ошибок фиксируется в протоколах. На основании анализа делается вывод о состоянии фонематического восприятия.

Исследование фонематического анализа, синтеза и представле­ний

Задание 2. Выделение звуков из слов.

Материал исследования.

Серии слов.

Процедура и инструкция.

В предложенных словах выдели:

а) гласные звуки

Завял, утюг, полёт, рычит, электрик, жильцы, спелая, уютный, дышит.

б) согласные, парные по глухости – звонкости.

Сказочный, побег, твёрдый, громоздкий, жесткошёрстный, фестиваль.

в) согласные, парные по твёрдости – мягкости.

Лиловый, сосенка, перерубленный, заземление, набекрень.

Оценка результатов.

За каждое правильно проанализированное слово начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.

Задание 3.

Материал исследования.

Серии слов.

Процедура и инструкция.

Составь слово из выделенных в сериях:

а) первых звуков.

Лопата, аист, строка, трава, осень, часть, кролик, аквариум;

Стог, лошадь, озеро, воздух, остов.

б) последних звуков.

Укроп, смотр, метро, кросс, рот, свитер;

Отвар, дорога, моряк, пишу, шалаш, сок, астра.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 1,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.

Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций

Среднее количество знакомых слов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии

  Возраст, лет
 
Норма 30,5 34,7 48,3 51,1 73,3 74,9 86,7 87,5

Среднее количество баллов в зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологии

  Возраст, лет
 
Норма 1,525 1,735 2,415 2,555 3,665 3,745 4,335 4,375

Называние действия по предъявленному предмету

Задание 5.

Материал исследования.

Группы слов, обозначающих предмет, от которых необходимо образовать действие.

В серии

а) в результате перехода одной части речи в другую,

б) на основе сло­вообразовательного анализа сложного слова.

Процедура и инструкция.

Назови действия людей.

Например: учитель учит, посудомойка моет посуду.

а) водитель …, строитель …, писатель…, продавец …, творец …;

б) сталевар …, лесоруб …, мореплаватель …, садовод …, полотёр ….

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Задание 6.

Материал исследования.

Слова, обозначающие животных, насекомых, птиц.

Процедура и инструкция.

Запиши по образцу, что делают животные. Например: собака лает.

Кошка …, мышь …, волк …, свинья …, овца …, корова …, кузнечик …, змея …, ворона …, птенец … .

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Подбор слов-синонимов

Задание 7.

Материал исследования.

Группы слов различных частей речи, содержащие синонимичные пары.

Процедура и инструкция.

Выпиши слова, имеющие одинаковое значение, парами.

а) робкий, дорогой, дождливый, ненастный, ценный, трусливый;

б) открыть, стукнуть, распахнуть, глядеть, выздороветь, ударить, попра­виться, смотреть;

в) налево, направо, вправо, рядом, влево, около.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.

Подбор слов-антонимов

Задание 8.

Материал исследования.

Группы слов различных частей речи, содержащие антонимичные пары.

Процедура и инструкция.

Подбери к данным словам слова с противоположным значением.

Например: богатство – бедность.

Слова для справок: тепло, тёплый, теплеет, тепло; война, военный, ссориться, ссорит; торопиться, быстро, быстрый, ускоренный; грустно, грустный, грусть, грустит; белым-бело, белизна, белый, белеет.

а) холод –…, холодный – …, холодно – …, холодает – …;

б) мир – …, мирный – …, мириться – …, примиряет – …;

в) медлить – …, медленно – …, медленный –…, замедленный – …;

г) радость – …, радостный – …, радостно – …, радуется – …;

д) чернота – …, чёрный –…, черным-черно –…, чернеет – … .

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение заданий в каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 бал­лов.

Объяснение переносного значения слов в словосочета­ниях и предложениях

Задание 9.

Материал исследования.

Фразеологические обороты и группы слов, включающие в себя синонимы данных словосочетаний.

Процедура и инструкция.

Вычеркни лишние слова, оставив только синонимы устойчивых словосочета­ний (фразеологизмов).

Кот наплакал – мало, вредно, глупо.

Куры не клюют – злобно, плохо, много.

Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать.

Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться.

Поставить крест – креститься, отказаться, унижать.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Задание 10.

Материал исследования.

Предложения, содержащие устойчивые обороты речи.

Процедура и инструкция.

Письменно объясни значения предложений.

До Москвы теперь рукой подать.

В нашем доме началось вавилонское столпотворение.

С горем пополам мы добрались до дома.

С него всё как с гуся вода.

У мальчика золотое сердце.

Оценка результатов.

Данное задание выполняется в письменной форме для того, чтобы иметь возможность фронтального обследования группы детей, для сокращения времени проведения исследования и процедуры анализа полученных резуль­татов. Качество письма при оценке задания не рассматривается. Оценивается количество предложений, содержащих устойчивые обороты речи, значение которых мог объяснить ребёнок и правильность данных определений. За безошибочное объяснение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Различение существительных, прилагательных и гла­голов

Задание 11.

Материал исследования.

Однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.

Процедура и инструкция.

Продолжи таблицу, распределяя предложенные слова в три столбика по об­разцу:

печаль, печальный, печалиться;

синеть, синий, синева;

радость, радоваться, радостный;

грубый, грубость, грубить;

переносной, перенос, перенести.

смех смешной смеяться
     

Оценка результатов.

Оценивается правильность распределения по каждой группе слов. За без­ошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 бал­лов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Изучение лингвистических способностей у школьников с дизорфографией(Елецкая О.В., 2008)

Структура методики

1 Изучение языковых способностей

1.1 Исследование звукопроизношения

1.2 Исследование состояния фонематических функций

1.3 Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операций

1.4 Оценка состояния грамматических операций

2 Исследование чувства языка и лингвистического мышления у школьников с дизорфографией

2.1 Определение правила толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем

2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов

Содержание методики

Наши рекомендации