Отсутствие мудрости и неучитывание времени и места при обсуждении вопросов сыфатов

Многие люди в наше время, включая и простолюдинов и некоторых искателей шариатского знания, не проявляют мудрости относительно поднятия такой темы, как «Качества Всевышнего Аллаха». Они не обращают внимания ни на место, ни на время, ни на категорию людей. Более того, некоторые из них делают предметом экзаменации признание таких качеств, относительно которых нет прямых текстов ни в Коране, ни в Сунне, и касательно которых было разногласие среди признанных имамов Сунны. Не понимая, что многие из мусульман русскоязычной среды не соответствуют саляфам даже в отношении признания основополагающих качеств Аллаха, касательно которых не было и малейшего разногласия среди саляфов.

Подобным людям хотелось бы напомнить следующие важные высказывания:

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Говорите людям то, что они поймут! Разве вы желаете того, чтобы отвергли Аллаха и Его посланника?!” аль-Бухари 1/94.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если ты расскажешь о чём-либо людям, что не доведёшь до их ума, то это обязательно станет для некоторых из них искушением”. Муслим 1/27.

А аш-Шатыби сказал: “Не всё, что известно человеку и что является истиной, необходимо распространять, даже если это из шариатского знания! Это знание делится на два вида. Среди этих знаний есть то, которое необходимо распространять, а это основные шариатские положения. И из знания есть то, что не следует распространять вообще, или же не следует распространять по причине положения конкретной местности или же определенных людей”. См. “аль-Мууафакъат” 4/189.

Когда некоторые оппоненты шейхуль-Исляма Ибн Таймии обвиняли его в том, что он обсуждает тонкие вопросы перед простолюдинами, которые они не понимают, то он, опровергая эти обвинения, сказал: “Что касается слов говорящего, что не выступают перед простолюдинами с хадисами и аятами касательно качеств Аллаха, то я никогда не заводил с простолюдином разговоры на эти темы!” См. “Маджму’уль-фатауа” 5/266.

Но кто-то может привести различные сообщения о том, как те или иные саляфы рассказывали о хадисах, в которых упоминаются качества Всевышнего на уроках, где присутствовали тысячи рядовых мусульман, и их за это хвалили имамы. Да, такое имело место быть, и в правильности методов и мудрости саляфов не возникает сомнения, однако это не исключает того факта, что все присутствовавшие там были сторонниками Сунны, которые были воспитаны в обществе приверженцев истины на правильном вероубеждении, даже если и были простолюдинами. И нет сомнения в том, что этот вопрос разнился от местности к местности или от времени ко времени.

К примеру, имам Малик говорил: “Я не люблю слова касательно основ религии (‘акыды). Жители нашего города (учёные Медины) не переставали это порицать и запрещать, как слова касательно мнений джахмитов, къадаритов и им подобных. Я не люблю слов, кроме как за которыми следует дело. А что касается слов относительно Всевышнего Аллаха, то молчание об этом любимей для меня. Ведь я видел, как жители наших городов запрещали слова в религии, кроме как те, за которыми следует дело”. аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 309, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 82.

Приведя это высказывание имама Малика, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Разъяснил Малик, да помилует его Аллах, что слова, за которыми следует дело, дозволены для него и для жителей его города. Под этим он имеет в виду учёных, да будет доволен ими Аллах. И он сообщил относительно (порицаемых) слов о религии, сказав в качестве примера: «Как мнения Джахма (ибн Сафуана) и къадаритов». То, о чём говорил Малик, этому следовала группа учёных, как ранних, так и поздних из числа знатоков хадиса и учёных, издающих фатауа. Но противоречили этому приверженцы нововведений, как му’тазилиты и прочие течения. А что касается аль-джама’а, то они следуют тому, о чём говорил Малик, и обсуждают эти вопросы только вынужденно, когда нельзя молчать и необходимо опровергнуть ложь, или отвратить человека от его (заблудшего) мнения, или существует опасение, что простолюдинов введут в заблуждение, и тому подобное”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” 2/938.

Как мы видим, обсуждение, углубление и тем более споры и опровержения касательно вопросов имён и качеств Аллаха, саляфы делали исключением и вынужденностью, а не основой, как это стало в наше время, где эти вопросы берётся обсуждать каждый подряд. Более того, некоторые студенты взвалили на себя непосильную ношу и стали опровергать в этих вопросах признанных имамов ахлю-Сунна, являвшихся специалистами в этих областях, с мнением которых считались на протяжении множества веков все сторонники Сунны. Что же можно тут сказать? Наверное, лишь то, что передаётся от праведного халифа – ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, сказавшего: “Да помилует Аллах человека, который знает своё место!” См. “Файдуль-Къадир” 5/472.



Наши рекомендации