Организация развивающей предметно- пространственнойсреды группы
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) | ||
Социально-коммуникативное развитие | Пополнение материала в уголках по социально-коммуникативному развитию (сюжетно-ролевые игры, уголок ряжения, доктор и т.д.) | - Создание портфолио дошкольника - Пополнение картотеки «Игры социально-коммуникативные» - Пополнение картотеки «Эмоции» | Сентябрь-май |
Познавательное развитие | Пополнение материала в уголках по познавательному воспитанию (уголок дидактических игр, уголок художественной литературы и т.д.) | - Пополнение познавательными журналами, энциклопедиями, художественной литературой по лексическим темам. - Дидактические и развивающие игры. | Сентябрь-май |
Речевое развитие | Пополнение материала в уголках по речевому развитию (строительные и конструктивные игры, театрализованный уголок и т.д.) | - Разрезные картинки по лексическим темам с привлечением к работе родителей.. - Пополнение развивающей среды дидактическими играми речевого содержания. - Пополнение уголка строительно-конструктивных игр, игрушками и предметами для обыгрывания (пример: игрушки из киндер-сюрпризов, самодельные игрушки из бросового материала и т.д.) - Изготовление пособий для дыхательной гимнастики (бабочки, кораблики) | Октябрь-май Октябрь-май Октябрь-май Апрель |
Художественно-эстетическое развитие | Пополнение уголка художественно-эстетического развития | -Создание альбома «Русская сказка» (иллюстрационный материал). - Организация подборки материалов по русскому народному творчеству (книги, альбомы, открытки и т.д.) с привлечением в работу родителей. | Декабрь Январь - апрель |
Физическое развитие | Пополнение уголка физического развития | - атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. -дорожки массажные, со следочками - Картотека: игры малой степени подвижности, хороводные игры. | Октябрь, Ноябрь |
3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Набор оборудования
(по областям: наглядный материал)
Образовательные области | Наглядный материал |
Познавательное развитие | В.В.Гербова: Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2-4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г. В.А. Шипунова: Профессии. Беседы с ребенком. Комплект карточек. Изд.: Карапуз, 2012 г. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3-4 лет. – М.: Творческий Центр Сфера, 2012. Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет «Картины мира». Е.Г. Андреевская. М. – Ювента, 2013 г. Сезонные особенности, разбор основных тем, занятия людей. Осень, зима, весна. М.: ТЦ Сфера. Демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки) по лексическим темам. Дидактические, развивающие, интеллектуальные игры. Познавательная литература, детские иллюстрированные энциклопедии. |
Речевое развитие | В.В. Гербова: Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет. Раздаточный материал. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г. Рассказы по картинкам: Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Демонстрационный материал по развитию связной речи (серии сюжетных картин). Иллюстрации художников. Картотека игр и упражнений со звучащим словом; пальчиковых игр; логоритмических упражнений. Дидактические, развивающие, настольно-печатные игры. Детская художественная литература. |
Социально-коммуникативное развитие | Культурно-гигиенические и трудовые навыки. Алгоритм в картинках. 3-4 лет. Изд.: Учитель, 2014 г. В.А. Шипунова: ОБЖ. Опасные предметы и явления. Комплект карточек. Изд.: Учитель, 2012 г.; дидактические игры по ПДД и ОБЖ. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Доктор», «Транспорт». |
Художественно-эстетическое развитие | Иллюстрации художников (пейзаж, натюрморт, портрет); иллюстрации «Русская народная игрушка», И.А. Лыкова. Румяные матрешки. Изд.: ИД Цветной мир, 2014 г. И.А. Лыкова. Золотая хохлома. Изд.: ИД Цветной мир, 2014 г. И.А. Лыкова. Небесная гжель. Изд.: ИД Цветной мир, 2014 г. Компакт-диски «Сборник детских песен», Е.Железнова серия «Музыка с мамой», «Звуки природы» |
Физическое развитие | Физкультурный уголок, спортивные атрибуты по возрасту; иллюстрации видов спорта; пиктограммы; дидактические игры; картотека различных видов игр; атрибуты к играм; комплексы утренних, бодрящих гимнастик, физкультминуток.энциклопедия «Я-человек», В.А. Шипунова: Береги здоровье. Комплекткарточек. Изд.: Карапуз, 2012 г. |
3.6. Реализуемые образовательные технологии
Технологии | Образовательные области | Содержание |
Здоровье-сберегающие технологии | Физическое, социально-коммуникативное развитие | Физкультурные занятия, формирование представление о ЗОЖ, комплексный план оздоровительных мероприятий. Формирование КГН. |
Технология "Портфолио дошкольника" | Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое | Составление портфолио дошкольника в течение года совместно с родителями. |
Технология исследовательской деятельности | Познавательное, социально-коммуникативное развитие | Знакомство со свойствами материалов, элементарное экспериментирование. Знакомство со свойствами предметов |
Информационно-коммуникативные технологии | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие | Подготовка и использование презентаций, видео-аудио материалов в соответствии с календарно- тематическим планом. |
Личностно-ориентированные технологии | Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое | Планирование индивидуальной работы, работа по программе совместной деятельности с психологом в соответствии с планом. |
Игровая технология | Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое | Организация игровой деятельности разной направленности. |
Технология разноуровневого обучения | Социально-коммуникативное, познавательное и т.д. | Обогащение «разноуровневым» материалом, деление на подгруппы по результатам педагогической диагностики. |
3.5 Комплексно-тематическое планирование в летний период
Для воспитанников 3-4 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
виды интеграции области «Познавательное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Приобщение к социокультурным ценностям - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с миром природы |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Первичные представления об объектах окружающего мира
Сенсорное развитие
Дидактические игры
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Солнечные зайчики |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Приобщение к социокультурным ценностям)
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Месяц | Тема |
Июнь | Я и моя семья |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(развивающие игры)
Месяц | неделя | Тема |
Июнь | Четвертый лишний», «Летает - не летает» «Парные картинки» (цветы и деревья), «Веселые лягушата» «Разные дома», «Собери картинку» «Что растет в саду», «Съедобное – несъедобное». |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Ознакомление с миром природы)
Расширять представления детей о растениях и животных, птицах, насекомых
Учить отличать и называть по внешнему виду овощи и фрукты
Сезонные наблюдения
Рассказывать об охране растений и животных
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Что растет в саду? |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Для воспитанников 3-4 года
Образовательная область: «Речевое развитие»
Содержание программы
Владение речью как средством общения
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте
Виды интеграции области «Речевое развитие» | |
Интегрированная область | Содержание |
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие речи (Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм, практическое овладение нормами речи) Художественная литература |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области:
«Речевое развитие» (Развитие речи)
Развивающая речевая среда.
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Месяц | № недели | Тема |
1. | 2. | 3. |
Июнь | Неделя №1 Неделя №2 Неделя №3 Неделя №4 | «Что будет, если солнце пропадет», ЗКР: Д/и «Чудесный мешочек» Беседа о летних изменениях в природе «Люди купаются и загорают». «Что нам лето принесет», ЗКР: [з], [з’], [с], [с’] Составление рассказа по фотографии «Где я отдыхал прошлым летом». «Как я помогаю маме», ЗКР: [ш], Д/и «Надо, надо нам умыться». Составление рассказа по фотографии «Где мы были» «Кто и как ухаживает за растениями сада», ЗКР: Д/и «Скажи ласково», «Во саду ли в огороде», Рассматривание иллюстраций к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка». |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области:
«Развитие речи» ( художественная литература)
Чтение знакомых детских произведений.
Воспитывать умение слушать новые произведения
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
Месяц | № недели | Тема |
1. | 2. | 3. |
Июнь | Неделя №1 Неделя №2 Неделя №3 Неделя №4 | Р.н.с. «Маша и медведь» Потешка «Дождик, дождик-пуще.» Чтение К. И, Чуковский «Краденое солнце». В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Малые фольклорные формы «Жили у бабуси…» М, Пришвин «Рассказы»( по выбору педагога) Малые фольклорные формы «Травка-муравка» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Для воспитанников3-4 года
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Виды интеграции области «Художественное развитие» | |
Интегрированная область | Содержание |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» | Приобщение к искусству Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Музыкально – художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально-игрового творчества, . игра на детских музыкальных инструментах) |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области: